×

Минфин разъяснил уплату НДС адвокатами

Согласно письму ведомства, члены адвокатского бюро не должны платить налог на добавленную стоимость при получении услуг у иностранных граждан на территории России
Эксперты поддержали позицию Минфина, при этом, по мнению одного из них, данный подход распространяется и на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Другой считает, что обоснованием сделанного в письме вывода следует считать факт оплаты услуг со счета адвокатского бюро.

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России подготовил письмо, в котором пояснил, что у адвокатов отсутствует обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость при получении ими услуг у иностранных лиц.

В частности, в письме указывается, что на основании положений п. 1, 2 ст. 161 НК РФ в случае приобретения у иностранного лица, не являющегося налогоплательщиком НДС в Российской Федерации, услуг, местом реализации которых в целях применения этого налога признается территория России, НДС уплачивается налоговыми агентами – организациями и индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем отмечается, что, согласно п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатская деятельность не является предпринимательской. В связи с этим делается вывод о том, что приобретающий у иностранного лица услуги, местом реализации которых признается территория РФ, российский адвокат, являющийся членом адвокатского бюро, налоговым агентом по НДС в целях применения ст. 161 НК РФ не признается.

Адвокат МКА «ФБК Право» Дмитрий Парамонов поддержал позицию Минфина и отметил, что на практике весьма распространена ситуация, когда в рамках оказания юридической помощи доверителю адвокат обращается за разъяснениями отдельных аспектов иностранного законодательства к своим коллегам за рубежом. При этом, он подчеркнул, что непосредственно в отношения с зарубежным контрагентом вступает сам адвокат от своего имени.

«Адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация) не могут выступать здесь налоговым агентом для целей НДС, как в случае удержания НДФЛ (ст. 226 НК РФ), поскольку сами не приобретают услуги (хотя именно через счет адвокатского образования проводятся платежи в силу закона), налоговые нормы ст. 161 НК РФ не подлежат расширительному толкованию. А сам адвокат, как справедливо отмечает Минфин, не обладает статусом индивидуального предпринимателя. Следовательно, в подобной ситуации НДС в принципе удерживаться и перечисляться в бюджет России не должен», – заключил эксперт.

По мнению Дмитрия Парамонова, аналогичный подход подлежит применению и при оплате услуг иностранных контрагентов адвокатами, которые учредили адвокатский кабинет.

Генеральный директор юридической компании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов отметил, что в письме Минфина в качестве обоснования отсутствия обязанности адвокатов уплачивать НДС приводятся положения ст. 161 НК РФ, следовательно, адвокат не может быть налоговым агентом по НДС. Однако, по мнению эксперта, в рассматриваемой ситуации обоснованием данного вывода следует считать факт оплаты услуг со счета адвокатского бюро.

Поскольку, согласно положениям ст. 22 и ст. 23 Закона об адвокатской деятельности, адвокатское бюро является некоммерческой организацией, то есть организацией – юридическим лицом, то, как полагает Валерий Глазунов, по смыслу этих статей и ст. 161 НК РФ некорректно рассматривать адвоката в качестве налогового агента, поскольку таковым является именно адвокатское бюро.

Рассказать:
Яндекс.Метрика