×

На бессодержательные обращения граждан не будут отвечать

Подписан закон, оптимизирующий сроки и порядок рассмотрения органами власти и должностными лицами письменных обращений граждан, поданных в электронном виде
Изменения законодательства вызвали неоднозначную оценку. С одной стороны, эксперты указали, что с учетом развития информационно-телекоммуникационных технологий необходимость изменений назрела. С другой – имеются опасения, что у чиновников появилось новое основание для формального отказа в ответе на обращение.

Президент РФ подписал поправки в Закон о порядке рассмотрения обращений граждан, направленные на повышение эффективности этой системы.

В частности, принятый закон совершенствует порядок рассмотрения обращений, поступивших в электронном виде. Ранее предусматривалось, что ответ на него может быть направлен как в виде электронного документа, так и в письменной форме по почтовому адресу заявителя. Принятые поправки устанавливают правило, согласно которому на письменные обращения в виде электронного документа необходимо отвечать в электронной же форме.

Кроме того, закон определяет, что заявителю может быть направлено сообщение с электронным адресом официального сайта, где размещен ответ на обращение по вопросу, затрагивающему интересы неопределенного круга лиц. При этом закрепляется право гражданина получить по его просьбе такой размещенный онлайн-ответ по существу в письменной форме.

Также законом установлено, что в случае если письменное обращение гражданина не содержит сути предложения, заявления либо жалобы, например в нем не изложены конкретные просьбы или рекомендации, либо же невозможно определить место или обстоятельства описываемых событий, то ответ на него не дается и оно не направляется на рассмотрение компетентному органу, о чем в течение семи дней сообщается заявителю.

Адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых указал, что с учетом развития информационно-телекоммуникационных технологий необходимость внесенных изменений очевидна. Если говорить об уголовном судопроизводстве, поясняет эксперт, то давно известно о том, что канцелярии следственных органов не вполне справляются с направлением письменной корреспонденции – высылают решение следователя через месяц после того, как он сдал его на отправку.

«У меня только сейчас на рассмотрении два административных иска к следственным органам по вопросам отправки почты. Возможность получать процессуальные решения по ходатайствам и жалобам посредством электронной почты могла бы повысить эффективность работы защитника», – отметил адвокат.

Управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский отметил, что в целом изменения носят технический характер и направлены на устранение противоречий при отправке сообщений и приложений к ним в разных формах – электронной и письменной. Также он назвал вполне логичным, что к обращению в электронном виде должны быть приложения в той же форме, иначе сроки ответа могут нарушаться из-за необходимости получения приложений.

Однако он обратил внимание и на минус – закрепление отказа по причине невозможности определения сути заявления или жалобы. «На практике эта формулировка может использоваться как формальный повод для того, чтобы не отвечать на сообщения граждан. Лучше было бы предусмотреть возможность уточнения сути заявления, что исключило бы вероятность игнорирования жалоб без их рассмотрения по существу», – заключил Владимир Старинский.

Напомним, ранее «АГ» писала, что в Госдуму был внесен законопроект, уточняющий понятие «обращения граждан». В частности, к письменным обращениям предлагается относить представленные не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Устная форма обращения отнесена к личному приему. На данный момент проект закона находится на рассмотрении.

Рассказать: