Законопроект подготовлен в рамках реализации предложений Президента РФ, озвученных в Послании Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. Тогда Владимир Путин заявил о необходимости «ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель – на стимулирование активности, на рост экономики, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий». Документ разрабатывался с учетом Рекомендаций участников Парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе 18 июля 2017 г.
Как указано в пояснительной записке к проекту, для достижения поставленных целей необходимы меры налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения.
В этой связи законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Также предлагается сделать предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисления суммы только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.
Кроме того, предполагается, что по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный акт, в котором проверяющие будут фиксировать суть контрольных мероприятий и свои выводы по ним. Как отмечают авторы законопроекта, налогоплательщик сможет ознакомиться с таким актом и подготовить свои возражения, что повысит объективность выносимого решения налогового органа по проверке.
В целях снижения административных барьеров при обосновании нулевой ставки НДС по операциям, связанным с экспортом товаров за рубеж, предлагается оптимизировать список документов, обосновывающих право на применения такой ставки, исключив из него товаросопроводительные документы. Также законопроектом исключается норма, согласно которой такая ставка применяется только в случае, если покупателем экспортируемых товаров является иностранное лицо.
В проекте закона, помимо прочего, сформулировано предложение по усовершенствованию правовых конструкций раздела V.1 НК РФ: сократить перечень внутрироссийских сделок, подлежащих налоговому контролю цен, за счет повышения порога контролируемых внутрироссийских сделок с 1 до 3 млрд рублей, а также установить суммовой порог на уровне 60 млн рублей по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых сделок.
Проанализировав предлагаемые законопроектом изменения, руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп» Роман Шишкин сообщил, что они имеют важное практическое значение с точки зрения проведения налогового контроля и по большей части положительно скажутся на налогоплательщиках.
«Согласно изменениям в ст. 88 НК РФ срок камеральной налоговой проверки будет составлять один месяц вместо существующих трех. Сокращение времени, которое необходимо налоговому органу для проведения контрольных мероприятий, стоит в первую очередь связывать с эффективно зарекомендовавшими себя автоматизированными системами контроля (АСК «НДС-2», АИС «Налог-3», контроль электронных касс, подлежащих штрихкодированию товаров, проверка цепочки движения импортной продукции и т. д.). Особую важность изменения будут иметь для налогоплательщиков, претендующих на возврат НДС из бюджета», – указал он.
Партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова согласилась с тем, что сокращение сроков камеральной проверки – очень хорошее новшество. «Это дисциплинирует налоговых инспекторов. Но нельзя забывать, что срок проведения камеральной проверки не является в соответствии с законом пресекательным. То есть даже если камеральная проверка идет более установленного в НК РФ срока (сейчас он составляет три месяца), то такое нарушение не влечет за собой автоматической недействительности результатов проверки. Так что, боюсь, это изменение не оcобо поможет налогоплательщикам в реальности, хотя видеть такое предложение отрадно», – прокомментировала она.
Также Роман Шишкин обратил внимание на то, что введение в ст. 101 НК РФ дополнений в части необходимости составления отдельного акта налоговой проверки в случае проведения дополнительных мероприятий налогового контроля устранит существующую неопределенность: «Ранее на практике налогоплательщик не мог в полной мере дать оценку доводам ИФНС и в полной мере реализовать свое право на оспаривание акта проверки».
Сейчас такие акты, добавила Екатерина Болдинова, не составляются и о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК) налогоплательщик нередко узнает уже из решения, вынесенного по результатам проверки. «Отдельные инспекции назначают дополнительное ознакомление налогоплательщика с материалами ДМНК, но не более того. Формализация процедуры ДМНК, на мой взгляд, позитивно скажется на итогах рассмотрения налоговыми органами материалов налогового контроля», – отметила эксперт.
Роман Шишкин также положительно оценил и повышение порога, начиная с которого применяются правила о контролируемых сделках (ст. 105.14 НК РФ), поскольку таким образом часть холдинговых структур будет освобождена от данного вида контроля и необходимости формирования документации по контролируемым операциям.
Кроме того, по мнению Екатерины Болдиновой, позитивными являются изменения в части правил трансфертного ценообразования, «поскольку сейчас все сделки с иностранными взаимозависимыми лицами являются контролируемыми, независимо от суммы». Эксперт добавила, что установление суммового порога в 60 млн рублей значительно снизит трудозатраты компаний на подготовку дополнительной отчетности и освободит сотрудников ФНС от проверки документов с крошечными суммами сделок.
«Предлагаемый законопроект действительно содержит меры налогового стимулирования. Однако хотелось бы отметить, что многие меры, например сокращение сроков камеральных проверок, не будут иметь большого практического значения. На мой взгляд, наиболее интересны практические изменения по трансфертному ценообразованию и экспортным операциям», – заключила Екатерина Болдинова.