×

Неделя «АГ»

Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение недели
Редакция «Адвокатской газеты» подготовила обзор событий, судебной практики и изменений в законодательство, затрагивающих адвокатуру и адвокатскую деятельность.

Защита добивается признания судом нанесения ответного удара необходимой обороной
Подана апелляционная жалоба на приговор по делу Владислава Рябухина, который признан виновным в причинении напавшему на него тяжкого вреда здоровью по неосторожности. По мнению одного из защитников осужденного, адвоката Сергея Колосовского, обвинительный приговор в данном случае стал результатом неквалифицированной защиты в ходе предварительного следствия.

Воспрепятствовать депортации иностранца в нарушение запрета ЕСПЧ не удалось
Представители гражданина Республики Кыргызстан Хамидулло Камбарова сообщили, что 6 сентября его все-таки посадили на рейс из России. Адвокат Дарья Тренина в комментарии «АГ» указала, что практика, когда иностранцев так легко могут депортировать вопреки запрету ЕСПЧ, складывается потому, что свою работу плохо делает Минюст, так как он до сих пор «синей печатью» уведомляет начальников МВД о срочных мерах, принятых Европейским Судом. В отношении обжалования решения об отказе в признании беженцем Камбарова, которое назначено на 24 октября, адвокат Кирилл Жаринов отметил, что даже если будет принято положительное решение, эффективным оно не будет. 

Суд уличил защитника по назначению в нарушении права обвиняемого на защиту
Совет ПАСО вынес предупреждение адвокату, расценив ее действия как пособничество стороне обвинения, согласившись с установленным приговором суда фактом отсутствия адвоката при проверке показаний обвиняемого на месте. В комментарии «АГ» президент ПАСО Татьяна Бутовченко подчеркнула, что подобные действия адвоката совершенно недопустимы в рамках уголовного процесса, поскольку институт адвокатуры имеет целью защиту интересов доверителей. 

На задержанную в здании суда адвокатессу завели уголовное дело
Лидия Голодович считает, что причиной возбуждения уголовного дела послужили ее заявления, в которых она просила привлечь к ответственности сотрудников Росгвардии и ФССП за превышение должностных полномочий и нанесение ей телесных повреждений. В комментарии «АГ» руководитель следственного отдела по Невскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Алексей Головкин сообщил, что заявления, поданные Лидией Голодович, приобщены к материалам уголовного дела в ее отношении и изложенные в них доводы будут оценены в ходе расследования. В свою очередь председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Ленинградской области Евгений Тонков подчеркнул, что адвокатская палата будет просить, чтобы прокурор и ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу проверили законность действий правоохранителей. 

ВС подтвердил, что статус защитника наряду с адвокатом сохраняется после приговора
Верховный Суд отменил апелляционное определение Мосгорсуда, посчитавшего, что предоставленные полномочия по осуществлению защиты наряду с адвокатом, связанные с правом на проведение рабочих встреч с осужденным в месте его содержания, прекращаются после вступления приговора в законную силу. По мнению юриста Владимира Шмидта, обратившегося в ВС РФ, апелляционное определение отменено на том основании, что Мосгорсуд сделал вывод, противоречащий материальному праву, будто бы если приговор вступил в законную силу, то защитник утратил свой процессуальный статус.

МВД приравняло адвокатов к гражданам при подаче ими жалобы в рамках уголовного дела
Следственный орган предложил адвокатам обжаловать отказ в удовлетворении жалобы, поданной по уголовному делу, в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан. В комментарии «АГ» адвокаты, участвующие в деле, назвали ответ МВД на их жалобу банальной отпиской, содержащей формальный, ничем не обоснованный ответ, который свидетельствует о том, что доводы их жалобы были попросту проигнорированы. 

Бездействие адвоката вынудило доверителя самостоятельно обжаловать приговор
Совет палаты признал нарушение защитником требований законодательства об адвокатуре, однако принял заявление адвоката об отложении рассмотрения дисциплинарного производства в целях примирения с бывшим доверителем. Президент ПАСО Татьяна Бутовченко отметила, что ситуация, в которой в роли защитника выступает суд, а не адвокат, дискредитирует институт защиты по назначению. Она выразила мнение, что необходимо выработать корпоративный механизм, который бы позволил обеспечить надлежащее качество работы адвокатов.

Адвокат добилась оправдания осужденного за подделку документов и незаконную рубку леса
Суд апелляционной инстанции указал, что ответственность за незаконную вырубку несут лица, которым было предоставлено право заготовки древесины, а не тот, кого они наняли для этого. Адвокат Елена Хардина, защищавшая гражданина, в комментарии «АГ» отметила, что неопределенность толкования понятия официального документа и отсутствие конкретного перечня затрудняли квалификацию по данному делу. По ее мнению, решение апелляции положительно скажется на правоприменении и такая практика позволит избежать ошибок правоохранительных органов еще до передачи уголовного дела в суд. 

Приобщение адвокатом к гражданскому делу данных о медицинском диагнозе ответчика не нарушает его прав
Совет ПАСО отказался привлекать к дисциплинарной ответственности адвоката, который в бракоразводном процессе приобщил к делу выписку из медицинской карты доверительницы, содержащей диагноз ее супруга. Президент Палаты адвокатов Самарской области Татьяна Бутовченко в комментарии «АГ» пояснила, что адвокат действовала профессионально и никоим образом не нарушила законодательство об адвокатуре.

ПАСО опрашивает адвокатов о мере наказания коллеге за нецензурную брань
Квалифкомиссия палаты усмотрела нарушение КПЭА адвокатом, выражавшимся нецензурной бранью вне рамок осуществления профессиональной деятельности. Президент ПАСО Татьяна Бутовченко в комментарии «АГ» пояснила, что проведение опроса связано с желанием показать руководству некоторых адвокатских палат, как можно действовать при рассмотрении дисциплинарных производств, затрагивающих щепетильные моменты регулирования адвокатской деятельности.

Адвокат пытался получить вознаграждение по ст. 51 УПК за обжалование решения суда об оплате его труда
По представлению суда в отношении адвоката было возбуждено дисциплинарное производство; квалифкомиссия установила состав дисциплинарного проступка, а Совет ПАСО прекратил дело за малозначительностью. В комментарии «АГ» президент ПАСО Татьяна Бутовченко напомнила, что адвокатам, участвующим в уголовном судопроизводстве по назначению, необходимо осторожно обращаться со средствами федерального бюджета. 

Бастрыкина просят разобраться с полицейскими, раздевшими задержанных догола прямо на улице
Ранее следователь отказал в возбуждении уголовного дела, посчитав действия сотрудников правоохранительных органов соответствующими законодательству РФ. Защитник одного из задержанных Павел Дробот сообщил «АГ», что решение об обжаловании постановления следователя будет принято после ответа главы СК РФ. Второй его защитник Борис Золотухин отметил, что в деле имеются доказательства, что целью действий полицейских было не обнаружение запрещенных предметов, а унижение. Адвокат Алексей Уколов, защищающий второго задержанного, указал, что действия полицейских не вызывались необходимостью, так как вещество к тому моменту уже было изъято. 

Является ли протокол адвокатского опроса относимым и допустимым доказательством в суде?
Адвокат обратил внимание ФПА на то, что в арбитражно-судебной практике сложился противоречивый подход к оценке составленных адвокатом письменных пояснений свидетеля. По мнению экспертов «АГ», поставить точку в применении «двойных стандартов» помогло бы урегулирование данного вопроса на законодательном уровне. Исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков считает, что вопрос о том, является ли полученное адвокатом от опрошенного лица объяснение (протокол объяснения) доказательством, заслуживает отдельной дискуссии. 

Отказ УФНС ответить на адвокатский запрос привел к вынесению судебного решения не в пользу доверителя
Прокуратура отказалась привлечь ведомство к ответственности, отметив, что запрашиваемые сведения являются конфиденциальными и не могут быть предоставлены третьим лицам. В комментарии «АГ» исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков отметил, что УФНС должно было предоставить запрашиваемую информацию, так как адвокат выступал в качестве представителя налогоплательщика. Он также отметил, что данную проблему необходимо решать на законодательном уровне.

С Минфина хотят взыскать 2,7 млн руб. материального ущерба за незаконное уголовное преследование
Ранее суд взыскал в пользу реабилитированного гражданина, проведшего в СИЗО 2,5 года, 1 млн руб. в качестве компенсации морального вреда. Адвокаты, участвовавшие в деле, рассказали «АГ», как они добились реабилитации подзащитного, и о стремлении добиться выплаты ему справедливой компенсации за понесенные страдания. 

В Кабардино-Балкарии адвокатов отказываются пускать в здания ОВД по адвокатскому удостоверению
Республиканское МВД уведомило адвокатскую палату о том, что для прохода на территорию ведомственных зданий адвокатам потребуется удостоверение личности. Президент АП КБР Хажисмел Кумалов не согласен с таким порядком, считая, что правила прохода по адвокатскому удостоверению должны быть установлены законом, и намерен вынести этот вопрос на заседание совета палаты. Исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков в свою очередь отметил, что по своей форме и содержанию удостоверение адвоката превосходит некоторые документы, входящие в перечень удостоверений личности.

Рассказать:
Яндекс.Метрика