Минэкономразвития России представило на общественное обсуждение поправки, направленные на упрощение внесудебной процедуры банкротства гражданина.
Так, в Законе о банкротстве предлагается скорректировать условия, при которых гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке. В частности, предлагается увеличить предельную сумму совокупных денежных обязательств и обязательных платежей с 500 тыс. до 1 млн руб. При этом задолженность по обязательным платежам должна составлять не более 500 тыс. руб., а по иным денежным обязательствам – не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. руб.
Также предложено ввести сроки, в течение которых физлицо не сможет инициировать внесудебное банкротство: в течение 5 лет с момента завершения процедуры реализации имущества или ее прекращения и 10 лет со дня прекращения или завершения процедуры внесудебного банкротства. Поправками предусматривается, что с согласия гражданина МФЦ сможет получить из ГИС о государственных и муниципальных платежах сведения о задолженности этого гражданина по обязательным платежам и включить данные о них в сведения, размещаемые в соответствии с п. 1 ст. 223.3 Закона о банкротстве.
Планируется наделить граждан возможностью формировать списки кредиторов по обязательным платежам с использованием ресурсов многофункциональных центров, а последних хотят освободить от обязанности по уведомлению ряда субъектов о возбуждении, прекращении и завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина. Среди них, в частности, орган, зарегистрировавший гражданина в качестве ИП, банки, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), суды общей юрисдикции, соответствующее подразделение ФССП России по месту жительства должника, а также иные уполномоченные органы.
Проект закона также предоставляет гражданам разовую возможность в рамках внесудебной процедуры банкротства обратиться в МФЦ с уточненным заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке вместе с приложенным списком всех известных ему кредиторов. МФЦ в течение трех рабочих дней со дня получения уточненного заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке включит сведения о подаче такого заявления в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Также предусмотрен механизм урегулирования возникающих разногласий относительно указания точных сведений о кредиторе и его требованиях в списке кредиторов или иных разногласий в связи с проведением внесудебной процедуры банкротства, в том числе касательно освобождения гражданина от обязательств по завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина. Кредитор или должник могут обратиться в суд по месту жительства последнего с заявлением о разрешении таких разногласий в течение одного года со дня, когда такое лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований (не позднее 3 лет со дня включения в ЕФРСБ сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства).
В Закон об исполнительном производстве, в частности, вносятся изменения, предусматривающие возможность передачи персональных данных должников, в отношении которых завершено исполнительное производство, в федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления для их обработки без согласия субъекта персональных данных в целях уведомления таких лиц о возможности внесудебного банкротства.
Адвокат МКА «Вердиктъ», арбитр Хельсинкского международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар отметил, что в поправках законодателем, помимо прочего, предпринимается попытка защитить фискальные интересы: «С согласия должника МФЦ будет самостоятельно включать в перечень задолженности долг гражданина по налогам и сборам. Кроме того, в законопроекте отдельно прописана защита МФЦ от имущественных претензий кредиторов, связанных с включением в ЕФРСБ сведений о кредиторах и задолженности перед ними, а также их корректностью».
Как отметил адвокат, законодатель также предлагает увеличить срок проверки МФЦ корректности сведений, указанных гражданином в заявлении о внесудебном банкротстве, с одного до трех дней. «Также планируется обязать финансового управляющего представлять в МФЦ определение арбитражного суда о введении процедуры банкротства физического лица в случае, если МФЦ ранее включил в ЕФРСБ сведения о внесудебном банкротстве гражданина. Кроме того, предусмотрена защита кредитора: предлагается наделить его правом обратиться с иском о неосвобождении должника от исполнения обязательства в случае, если такой кредитор установил наличие оснований для применения такого правила», – заметил Юнис Дигмар.
По его мнению, предлагаемый законопроект – это попытка законодателя расширить границы применения внесудебного банкротства и снизить социальную напряженность, вызванную в том числе последствиями пандемии и возросшей неплатежеспособностью населения. «Однако сомнительно, что указанный механизм приобретет широкую популярность по причине того, что процедура внесудебного банкротства, во-первых, зависит от некой дискреции МФЦ, а во-вторых, зачастую непонятна простым гражданам, как и сам механизм ее реализации, а также ее правовые последствия. Тем не менее нельзя не признать, что со временем процент граждан, решивших воспользоваться данной процедурой, будет расти, но не в тех масштабах, которые показывает судебное банкротство физических лиц», – предположил Юнис Дигмар.
Юрист практики банкротства Юридической фирмы «Инфралекс» Дарья Соломатина считает, что одним из ключевых предлагаемых нововведений является детализация перечня условий, при соблюдении которых физическое лицо может прибегнуть к новой процедуре. «С одной стороны, условия являются расширительными в части пороговых значений размера обязательств, с другой стороны – предполагают наличие соответствия лица большим требованиям, чем, очевидно, сужают потенциальный круг заявителей. Кроме того, законопроект предлагает значительно расширить полномочия МФЦ, возлагая на них обширный перечень первичных проверочных и “регистрационных” действий. Все это ожидаемо потребует активного межведомственного взаимодействия, достаточной квалификации принимающих сотрудников и автоматизации процессов с учетом сжатости регламентированных сроков», – убеждена Дарья Соломатина.
Юрист добавила, что в настоящее время ощутимыми недостатками института внесудебного банкротства являются его недоработанность и спешка в его принятии в российское законодательство, из-за чего предложения по совершенствованию новоиспеченных норм поступают по прошествии менее года после их принятия. «Положения данных поправок являются довольно спорными и с учетом вышесказанного требуют подробного обсуждения и скрупулезного анализа на уровне юридического сообщества», – заключила эксперт.