×

Порядок исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности урегулируют

Согласно внесенному в Думу законопроекту, такой срок будет исчисляться со дня совершения административного правонарушения
Один из экспертов уверен, что с точки зрения юридической техники законодатель вводит все больше путаницы и совсем не устраняет пробел, выявленный КС РФ. Другая же считает, что внесенный законопроект улучшает положение лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 253855-8 о поправках в Кодекс РФ об административных правонарушениях, направленных на уточнение неопределенности в вопросе начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. Проект закона подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда № 19-П/2022.

Напомним, в марте 2021 г. постановлением мирового судьи Ольга Мельникова была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Не согласившись с лишением права управления ТС, автомобилистка оспорила указанное постановление, указав среди прочего, что судебный акт был вынесен по истечении срока давности и она привлечена к административной ответственности по прошествии трех месяцев и одного дня. Законность вынесенных в отношении Ольги Мельниковой решений была подтверждена судами различных инстанций, в связи с чем она обратилась с жалобой в Конституционный Суд.

Читайте также
КС выявил пробел в порядке исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности
Суд постановил, что до внесения поправок в КоАП исчисление такого срока должно осуществляться, исключительно начиная со дня совершения или обнаружения административного правонарушения
20 мая 2022 Новости

КС указал, что, согласно оспариваемой ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения (обнаружения) административного правонарушения. В то же время в силу ст. 4.8 Кодекса течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями названного КоАП не установлен иной порядок исчисления сроков.

В постановлении подчеркнуто, что, по мнению Верховного Суда РФ, данный срок должен исчисляться по общим правилам, т.е. со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие) допускается возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения.

Суд разъяснил, что неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость правового регулирования, неустранимые даже с помощью разъяснений, данных ВС РФ, неизбежно препятствуют адекватному уяснению установленных законом правил. Такая неопределенность допускает возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе их применения, создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, посчитал КС.

Конституционный Суд признал оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений. Данная норма допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, пояснил Суд. Он обязал федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности.

Реализуя постановление КС, Правительство РФ внесло на рассмотрение депутатов законопроект, дополняющий ст. 4.5 КоАП положением, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения. Поправками предусматривается, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении девяноста календарных дней.

«С учетом данного подхода при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности один месяц равняется тридцати календарным дням, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, выраженный годами, будет исчисляться путем умножения количества месяцев на тридцать календарных дней», – отмечено в пояснительной записке.

Законопроектом также предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в ст. 4.8 КоАП в части введения исключений из общих правил о начале течения сроков, определенных периодом, и окончании течения срока, исчисляемого днями. Предлагается установить, что, если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока будет считаться первый следующий за ним рабочий день.

Частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко считает, что с точки зрения юридической техники законодатель вводит все больше путаницы и совсем не устраняет пробел. По его мнению, совершенно непонятно, для каких целей необходимо менять исчисление общего срока давности привлечения к административной ответственности с месяцев на дни.

Кроме того, эксперт полагает, что ситуация усложняется, если проанализировать пояснительную записку к законопроекту. Кирилл Кравченко пояснил, что неясно, как разъяснение авторов проекта о том, что «срок давности привлечения к административной ответственности, выраженный годами, будет исчисляться путем умножения количества месяцев на тридцать календарных дней», согласуется со вторым и третьим предложениями из ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ. «Получается, что в феврале, например, для целей исчисления срока давности всегда будет 30 дней, а не 28 или 29. Такое регулирование абсурдно (особенно с учетом того, что сроки давности привлечения к административной ответственности всегда текут объективно, за исключением строго установленных правил из ст. 4.5 КоАП РФ, когда сроки могут приостанавливаться)», – считает эксперт.

Кирилл Кравченко подчеркнул, что подобных предлагаемых правил исчисления сроков нет ни в одном процессуальном кодексе. Административная и уголовная ответственность, как часто отмечает КС РФ, являясь самостоятельными правовыми инструментами, имеют схожие задачи, базируются на рядоположенных принципах, преследуют общую цель защиты прав и свобод человека и гражданина, напомнил он.

Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина считает, что законопроект может улучшить положение лиц, привлекаемых к административной ответственности, четко устанавливая, что срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения административного правонарушения.

Относительно изменения исчисления срока давности привлечения к административной ответственности с месяцев на дни эксперт подчеркнула, что ввиду этого на практике может возникнуть вопрос ухудшения положения лиц, привлекаемых к ответственности в феврале. «Согласно законопроекту, будет конкретизирован последний день подачи жалобы в том случае, если он выпадает на нерабочий день, – жалобу возможно подать в первый рабочий день, что также является актуальным вопросом на практике», – отметила Анна Минушкина.

Рассказать:
Яндекс.Метрика