Модератором круглого стола выступил заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин. Участники мероприятия рассмотрели вопросы реализации принципа верховенства Конституции РФ, законодательного обеспечения защиты граждан за пределами страны, повышения «привлекательности» российской юрисдикции при рассмотрении споров.
Вице-президент ФПА РФ Генри Резник прокомментировал недавнее заявление председателя СК РФ Александра Бастрыкина, который предложил исключить из Конституции положение «о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством»: «Положения, прописанные в ст. 15 Конституции РФ, носят чисто политический характер. Потому что нет ни одного общепризнанного правового принципа, который не был бы отражен в тексте нашей Конституции».
Он также отметил, что в российской судебной практике зачастую государственные интересы «необоснованно попирают и ограничивают» права и свободы человека. В качестве важнейшей проблемы вице-президент ФПА обозначил частое неисполнение судебных решений в России, что в дальнейшем служит поводом для российских граждан для обращения в ЕСПЧ.
Профессор, заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН Тамара Абова также прокомментировала высказывание Александра Бастрыкина: «Это заслуга нашей Конституции, что она включает международные договоры в российскую правовую систему. Любая международная конвенция – это соглашение, договор, дело добровольное. Конституция РФ, на мой взгляд, – священная корова, мне многое в ней не нравится, но пусть она живет. Чего мы хотим? Отказаться от Конвенции о защите прав человека? Зачем? Что нам это даст?»
Представитель Минюста России Игорь Савенко отметил, что количество жалоб россиян в ЕСПЧ сократилось, и связал это с совершенствованием средств внутриправовой защиты нарушенных прав граждан.
Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александр Ким выразил точку зрения, согласно которой наличие в регионах конституционных (уставных) судов является признанным механизмом обеспечения защиты прав граждан, законности, и выступил с предложением принять модельный федеральный закон о региональных конституционных (уставных) судах.