Модератором дискуссии выступила президент НП «Объединение Корпоративных Юристов» Александра Нестеренко.
В обсуждении приняли участие генеральный директор ОАО «Газпромнефть-МНГК», заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам, неисполнительный директор «Сибирь-Энерджи» Мария Абрамова, директор юридического департамента ХК «Интеррос» Ольга Войтович, вице-президент по правовым и корпоративным вопросам «МТС» Руслан Ибрагимов, директор юридической службы Россия и «Алкатель-Лусент» Алевтина Камелькова, директор PricewaterhouseCoopers Максим Кандыба, вице-президент ОАО «Промсвязьбанк» Татьяна Кузьмина, вице-президент по правовому обеспечению бизнеса, собственности и корпоративному управлению «Нефтяной компании «Роснефть» Игорь Майданник, глава юридического управления Russia Upstream International, Shell Exploration and Production Services Райнер Ниймейер, директор Юридической поддержки «СИБУР» Денис Никиенко и директор юридического департамента «Кока-Кола Россия» Ольга Фоминых.
Мария Абрамова выделила главный вопрос, на который, по ее мнению, необходимо ответить, чтобы понять каким функционалом должен обладать юрист в корпорации. По ее словам, юридическая функция состоит из «четырех основных моментов: степень решения проблемы, уровень экспертизы, удовлетворенность клиента, снятие рисков для компании».
В ходе дискуссии, рассматривая понятие сompliance, эксперт высказала мысль о том, что «сompliance – это хорошо работающая юридическая функция». Отвечая на комментарий коллеги, Руслан Ибрагимов уточнил, что «сompliance – это организационно-юридическая функция, поскольку сегодня речь идет о контролировании менеджмента, контроле проведения сделки». Именно с этим обстоятельством, по его мнению, связан рост значимости юристов в корпорациях.
Директор PricewaterhouseCoopers Максим Кандыба рассказал о практике оптимизации юридических процессов. Основываясь на опыте анализа юридического функционала в своей компании, эксперт подчеркнул, что в развитии юридической функции есть несколько путей, из которых наиболее предпочтительным является централизация. «Эффективный вариант – это централизация юридической функции», - отметил эксперт.
В свою очередь, Татьяна Кузьмина обозначила тему разграничения юридической функции, сompliance и GR. Вице-президент «Промсвязьбанка» подчеркнула, что «юридическая функция работает на входе и на выходе», в то время как «в процессе заключения сделки мы видим сompliance и GR». Таким образом, по мнению эксперта, «юристы устанавливают некоторые правила игры, так как юрист знает и понимает норму, а сompliance-специалист может знать о существовании данной нормы, но давать ей какую-то оценку не может».
Татьяна Кузьмина полагает, что суть сompliance заключается в осуществлении деятельности, связанной с минимизацией рисков, вызванных, прежде всего, нарушениями норм права. «Мы создаем некие правила игры, для тех, кто уже участвует в ней. Compliance - это часть корпоративной культуры, так как сompliance осуществляет каждый сотрудник на своем рабочем месте», - подчеркнула специалист.
В завершении сессии Игорь Майданник поблагодарил всех участников за честную и открытую дискуссию, в рамках которой коллегам удалось обменяться опытом работы над развитием юридического функционала в разных сферах бизнеса.