×

Рекламный таргетинг в законе

Московский арбитражный суд решил, что данные для таргетированной рекламы не могут передаваться третьим лицам
По мнению экспертов, учитывая специфику интернет-маркетинга, правовое регулирование данной сферы необходимо. Также может быть поставлен под вопрос процесс легального сбора информации о пользователях для специализирующихся в этой сфере компаний.


Своим решением Арбитражный суд г. Москвы оштрафовал ПАО «МГТС» за нарушение Закона о персональных данных. Как следует из материалов дела, Роскомнадзор в исковом  заявлении просил привлечь телекоммуникационную компанию к административной ответственности, мотивировав свое требование несоблюдением лицензионных условий.

Между МГТС и рядом компаний были заключены договоры о предоставлении информации о запросах абонентов к сайтам с целью последующего целевого размещения рекламы. Судом было установлено, что получаемая таким образом информация позволяет прямо или косвенно идентифицировать пользователя как определенное физическое лицо (субъект персональных данных). При этом суд подчеркнул, что предоставление указанных данных третьим лицам может осуществляться только с согласия абонентов, но подтверждающих это документов представлено не было.

Также суд указал на то, что п. 1 ст. 53 «Базы данных об абонентах» Закона о связи не ставит защиту данных о соединениях и трафике в зависимость от предоставления либо непредоставления соответствующих сведений, позволяющих идентифицировать абонента как лицо, к которому данные соединения относятся. Таким образом, не только данные, позволяющие идентифицировать абонента, но также и сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента, относятся к сведениям об абонентах, которые нельзя без согласия граждан передавать третьим лицам.

В рассматриваемом случае МГТС передавала третьим лицам сведения, относящиеся к ее абонентам, чем нарушила ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии».

Руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Анна Зорина указала на то, что в настоящее время возникает большое количество споров о правомерности таргетированной рекламы с учетом использования при ее осуществлении персональных данных абонентов.

«Уже известна позиция судов на примере нашумевшего иска жителя Екатеринбурга к поисковику Google. Также в качестве примера можно обратить внимание на попытку ООО “Скартел” обжаловать предписание Роскомнадзора в 2015 г., в котором контролирующий орган указывал на необходимость точной формулировки в “согласии на обработку персональных данных” и уточнения, кому и с какой целью оператор персональных данных имеет право передавать сведения об абонентах», – напомнила она.

По мнению Анны Зориной, таргетированная реклама не может осуществляться без четкого правового регулирования, а учитывая ее специфику, указанные данные должны предоставляться исключительно при наличии согласия пользователя. «Такие меры приведут к снижению эффективности интернет-маркетинга, но, с другой стороны, это является необходимой мерой обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных. Пока правовая культура интернет-маркетинга в нашей стране только формируется, но очевидно, что его деятельность должна быть регламентирована», – заключила она.

Юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям  АБ «Качкин и Партнеры» Максим Али добавил, что принятое решение способно повлиять на российский рынок интернет-маркетинга. «Если компании, специализирующиеся в данной области, до недавнего времени еще могли рассчитывать на “серые” данные, которые собирает оператор связи, то в ближайшей перспективе легальное использование данного источника поставлено под вопрос, учитывая намечающиеся тенденции в судебной практике», – пояснил эксперт.

По его мнению, данное дело обнажает одну из практических проблем, характерных для «Больших данных» (Big Data). Суть в том, что в современных условиях обмена и обработки данных пользователей они зачастую потенциально могут быть деобезличены, а значит, приобретают статус персональных данных, что влечет соответствующие правовые последствия для лиц, осуществляющих обработку.

«Тем не менее не стоит думать, что вся таргетированная реклама отныне будет вне закона. В тех случаях, когда данные о пользователях собирает владелец площадки, демонстрирующей рекламу (например, поисковые сервисы и социальные сети), не будет иметь место передача данных пользователей, что застрахует их от применения административного наказания», – подчеркнул Максим Али.


Рассказать:
Яндекс.Метрика