Несмотря на заявленную тему, представителей противников такой инициативы журналистам послушать не удалось: либо их пригласили, но они не пришли, либо их вовсе не звали. Воспользовавшись такой ситуацией (или заранее запланировав ее), сторонники экономической амнистии смогли довольно содержательно выразить свою главную позицию по этому вопросу: освобождение предпринимателей из мест лишения свободы оздоровит инвестиционный климат страны.
В мае этого года ряд депутатов Государственной Думы РФ внесли на рассмотрение законопроект, предполагающий введение амнистии за экономические преступления. Согласно тексту проекта, лица, осужденные за такие преступления, должны выплатить штрафы, наложенные судебными органами, возвратившись на свободу, так как только на воле они смогут заработать средства для таких выплат.
Главный советник, эксперт «Центра правовых и экономических исследований» Андрей Федотов считает, что ни один социальный слой за 20 лет «новой» России не подвергался такой жестокой и массовой уголовной репрессии, как предприниматели. Проиллюстрировать это заявление официальными цифрами помогла Кира Лукьянова, член Комитета Государственной Думы по международным делам, принимавшая непосредственное участие в разработке законопроекта. По оценке «Центра правовых и экономических исследований», более 800 тыс. человек в России содержится в учреждениях УИС (0,6 % от всего населения страны). На сегодняшний день в местах лишения свободы за экономические преступления отбывают сроки более 100 тыс. человек. Под уголовным преследованием по «экономическим» статьям оказывался каждый шестой предприниматель. В 2010 г. число прекративших свою деятельность коммерческих организаций составило 45 % от общего количества зарегистрированных.
Лукьянова назвала самые распространенные «экономические» статьи. Это ст. 159 УК (мошенничество) и ст. 201 УК (превышение должностных полномочий). При этом она отметила, что большинство дел «возбуждается не по заявлению потерпевших, а в связи с активностью правоохранительных органов - для того, чтобы изъять понравившийся бизнес».
«По статистике правоохранительных органов, за год возбуждается около 300 тыс. уголовных дел по «экономическим» статьям, это значит, что за год прекращает свою деятельность 300 тыс. предпринимателей», — сообщил Михаил Субботин, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. По его мнению, для того чтобы закрыть бизнес в нашей стране, достаточно «провести хорошую проверку, заблокировать счета, прекратить поставку товара». Такое уязвимое положение предпринимателей дает большие «возможности» для обогащения представителей правоохранительных органов.
Субботин процитировал премьер-министра страны, который на совещании по трансфертному ценообразованию сказал, что в российском законодательстве недостаточно ясно определены такие термины, как «рыночная цена», «аффилированные структуры» и т.д. «Если у нас в ключевых терминах нет ясности, то непонятно, по каким основаниям сидят люди. Если человек незаслуженно попал за решетку – это судебная ошибка, а у нас десятки тысяч людей по неопределенным основаниям сидят в тюрьмах. Это судебная ошибка, возведенная в правило», — возмутился он.
Говоря о текущей ситуации с инвестиционным климатом России, Субботин назвал три тенденции: неприход капитала, уход капитала из страны, уход бизнеса в теневой сектор. Эти проблемы, по его мнению, можно решить, только следуя заповедям инвестиционного климата: не сажать, то есть обеспечить личную безопасность предпринимателям; не грабить, то есть защищать право собственности, и дать заработать, то есть создать разумную налоговую систему (по данным Киры Лукьяновой, налоговая нагрузка на предпринимателей в настоящий момент составляет 90 % от величины прибыли).
Массовое уголовное преследование предпринимателей наносит серьезный вред всему обществу, считает Елена Новикова, научный руководитель «Центра правовых и экономических исследований». «От амнистии выиграют все. Вернувшись на свободу, предприниматели будут кормить налоговыми отчислениями весь бюджетный корпус: учителей, врачей, чиновников», — сказала она.
Кроме того, Новикова уверена, что необходима смена уголовной политики в сфере экономики. Сам Уголовный кодекс порочен, а попытки поэтапной гуманизации УК только обозначили вектор, но не содержательны по сути, считает она.
Андрей Федотов, главный советник, эксперт «Центра правовых и экономических исследований», назвал текущую гуманизацию УК имитацией. В частности, положение, которое предполагает освобождение человека, отбывающего срок за экономическое преступление, после уплаты «возместительной суммы», будет крайне редко применяться на практике, так как размер этой суммы будет колебаться от 7,5 до 30 млн. руб.
Он назвал современную уголовную политику попыткой строить рыночную экономику без предпринимателей.
Напомним, что представители самой крупной фракции Госдумы ― депутаты «Единой России» высказались против проекта. Зампред думского комитета по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров заявил, что внесенный в Госдуму законопроект об амнистии «не позволит достигнуть конечных целей». По его словам, в документе явно прослеживается «спекуляция политикой президента в сфере гуманизации уголовного законодательства». Он считает, что авторы проекта попытались сделать «выигрышный шаг» накануне выборов.