×

Состоялся заключительный вебинар ФПА по курсу «Специальные знания в деятельности адвоката»

Участникам рассказали о нюансах судебной экспертизы подростков, психологии виктимного поведения несовершеннолетних жертв сексуального насилия, а также задачах и возможностях психолога, участвующего в следственных действиях
Фотобанк Freepik
О юридической значимости психологических знаний рассказала главный научный сотрудник Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте, главный эксперт Московского исследовательского центра, руководитель Центра юридической психологии Екатерина Васкэ. Кроме того, по просьбам адвокатов состоялся повтор ее лекции об особенностях поведенческого реагирования жертв сексуального насилия, а также лекции и.о. руководителя Лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Елены Дозорцевой о проблемах комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы подростков.

21 мая состоялся заключительный вебинар Федеральной палаты адвокатов РФ в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката».

Участие психолога в уголовном и гражданском судопроизводстве

Как сообщила пресс-служба ФПА, с новой лекцией на тему «Привлечение психолога в процесс: возможности и ограничения, квалификационные требования, пределы компетенции, использование исследования в доказывании» выступила главный научный сотрудник Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», д. психол. н. Екатерина Васкэ.

В начале выступления спикер перечислила основные проблемы использования профессиональных психологических знаний в уголовном и гражданском судопроизводствах (ст. 57, 58, 425, 191 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ). Рассказывая о привлечении психолога в качестве эксперта, специалиста или участника следственных действий, она подчеркнула рост популярности у психологов «нетривиальных» задач (определение «достоверности» показаний, соотнесение психологического портрета неизвестного преступника с подозреваемым и т.п.), «набравших обороты» в период действия ограничений, связанных с пандемией (например, «психодиагностические обследования по WhatsApp» и т.д.).

Екатерина Васкэ обозначила пределы допустимости применения различных психотехник и методов воздействия на несовершеннолетнего, указала основные ошибки при получении от него уголовно-релевантных сведений, продемонстрировала возможности и ограничения профайлинга при получении специалистом-психологом юридически значимой информации, а также направления справочно-консультативной деятельности при взаимодействии со следственными и судебными органами.

На примерах из практики спикер рассмотрела проблемные вопросы привлечения психолога в процесс для «рецензирования» экспертных заключений. Она пояснила, что психолог, привлекаемый в уголовный процесс в непроцессуальной форме, должен соответствовать квалификационным требованиям и четко соблюдать пределы профессиональной компетенции, а используемые психологом-специалистом методические средства и психодиагностические методы должны быть научно обоснованными, внедренными в практику и составлять часть профессионального опыта самого психолога, имеющего обязательное профильное образование.

Особое внимание слушателей Екатерина Васкэ обратила на Постановление Верховного Суда РФ от 28 апреля 2020 г. № 16-УД20-6, в котором указано на недопустимость постановки перед экспертами правовых вопросов, в том числе связанных с оценкой правдивости или лживости (то есть достоверности или недостоверности показаний), согласно требованиям УПК.

Были также рассмотрены особенности использования сторонами профессиональных психологических знаний в процессуальной и непроцессуальной формах в гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей (в частности, об определении места жительства ребенка, порядка его общения с отдельно проживающим родителем, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников); по делам об ограничении или лишении родительских прав, «отобрании» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, восстановлении в родительских правах, усыновлении и его отмене, установлении отцовства, а также оспаривании отцовства (материнства).

Лектор продемонстрировала возможности и варианты использования психологического исследования в доказывании, выполненного психологом, привлеченным в процесс. Также она перечислила необходимые условия для получения адвокатом квалифицированного заключения психолога и рассказала о новых направлениях использования профессиональных психологических знаний с учетом стремительного развития цифровых технологий.

Повторы по просьбам адвокатов

Следующие две лекции в рамках вебинара были записями выступлений, которые настолько заинтересовали аудиторию, что адвокаты и стажеры, которые не смогли прослушать их тогда, обратились в ФПА с просьбами повторить трансляцию.

Читайте также
Адвокатам рассказали о психологии виктимного поведения несовершеннолетних жертв сексуального насилия
С лекцией на обучающем вебинаре ФПА выступила руководитель Центра юридической психологии, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», профессор кафедры уголовного права и процесса ФГАОУ ВО «НИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского» Екатерина Васкэ
08 декабря 2020 Новости

Одной из таких лекций было выступление Екатерины Васкэ об особенностях эмоционального реагирования несовершеннолетних жертв преступлений против половой неприкосновенности (лекция состоялась 8 декабря 2020 г.).

Лектор с сожалением констатировала рост числа преступных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних. При этом, добавила она, стремительно увеличивается и число оговоров в совершении сексуального насилия, исходящих со стороны как самих детей и подростков, так и их близких родственников.

Екатерина Васкэ представила разработанную ею на основе огромного массива эмпирических данных, полученных в ходе экспертной деятельности, и внедренную в практику правоохранительных органов психологическую типологию несовершеннолетних потерпевших от сексуального насилия. На примерах из собственной практики лектор показала, что потерпевшие одного возраста в одной и той же предкриминальной ситуации могут реагировать совершенно по-разному.

По просьбам слушателей также состоялся повтор лекции от 20 октября 2020 г. на тему «Проблемные вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних».

Главный научный сотрудник, и.о. руководителя Лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, профессор, д.ю.н. Елена Дозорцева рассказала о проблемах и ошибках при назначении и проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, решение которых может иметь серьезные последствия для участников дела.

Лектор обозначила аспекты экспертиз, которые могут представлять интерес для адвокатов, и пояснила, почему подростки редко впадают в состояние аффекта, но могут совершить правонарушение в «сильном душевном волнении». Лектор предупредила адвокатов, что следователи зачастую нарушают права подростков, препятствуя проведению допроса с использованием видеозаписи. В таких случаях адвокат может объяснить законным представителям несовершеннолетнего, что такая запись проводится в интересах допрашиваемого, чтобы исключить некорректные вопросы и даже давление со стороны следователя.

Рассказать:
Яндекс.Метрика