21 мая состоялся заключительный вебинар Федеральной палаты адвокатов РФ в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката».
Участие психолога в уголовном и гражданском судопроизводстве
Как сообщила пресс-служба ФПА, с новой лекцией на тему «Привлечение психолога в процесс: возможности и ограничения, квалификационные требования, пределы компетенции, использование исследования в доказывании» выступила главный научный сотрудник Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», д. психол. н. Екатерина Васкэ.
В начале выступления спикер перечислила основные проблемы использования профессиональных психологических знаний в уголовном и гражданском судопроизводствах (ст. 57, 58, 425, 191 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ). Рассказывая о привлечении психолога в качестве эксперта, специалиста или участника следственных действий, она подчеркнула рост популярности у психологов «нетривиальных» задач (определение «достоверности» показаний, соотнесение психологического портрета неизвестного преступника с подозреваемым и т.п.), «набравших обороты» в период действия ограничений, связанных с пандемией (например, «психодиагностические обследования по WhatsApp» и т.д.).
Екатерина Васкэ обозначила пределы допустимости применения различных психотехник и методов воздействия на несовершеннолетнего, указала основные ошибки при получении от него уголовно-релевантных сведений, продемонстрировала возможности и ограничения профайлинга при получении специалистом-психологом юридически значимой информации, а также направления справочно-консультативной деятельности при взаимодействии со следственными и судебными органами.
На примерах из практики спикер рассмотрела проблемные вопросы привлечения психолога в процесс для «рецензирования» экспертных заключений. Она пояснила, что психолог, привлекаемый в уголовный процесс в непроцессуальной форме, должен соответствовать квалификационным требованиям и четко соблюдать пределы профессиональной компетенции, а используемые психологом-специалистом методические средства и психодиагностические методы должны быть научно обоснованными, внедренными в практику и составлять часть профессионального опыта самого психолога, имеющего обязательное профильное образование.
Особое внимание слушателей Екатерина Васкэ обратила на Постановление Верховного Суда РФ от 28 апреля 2020 г. № 16-УД20-6, в котором указано на недопустимость постановки перед экспертами правовых вопросов, в том числе связанных с оценкой правдивости или лживости (то есть достоверности или недостоверности показаний), согласно требованиям УПК.
Были также рассмотрены особенности использования сторонами профессиональных психологических знаний в процессуальной и непроцессуальной формах в гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей (в частности, об определении места жительства ребенка, порядка его общения с отдельно проживающим родителем, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников); по делам об ограничении или лишении родительских прав, «отобрании» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, восстановлении в родительских правах, усыновлении и его отмене, установлении отцовства, а также оспаривании отцовства (материнства).
Лектор продемонстрировала возможности и варианты использования психологического исследования в доказывании, выполненного психологом, привлеченным в процесс. Также она перечислила необходимые условия для получения адвокатом квалифицированного заключения психолога и рассказала о новых направлениях использования профессиональных психологических знаний с учетом стремительного развития цифровых технологий.
Повторы по просьбам адвокатов
Следующие две лекции в рамках вебинара были записями выступлений, которые настолько заинтересовали аудиторию, что адвокаты и стажеры, которые не смогли прослушать их тогда, обратились в ФПА с просьбами повторить трансляцию.
Одной из таких лекций было выступление Екатерины Васкэ об особенностях эмоционального реагирования несовершеннолетних жертв преступлений против половой неприкосновенности (лекция состоялась 8 декабря 2020 г.).
Лектор с сожалением констатировала рост числа преступных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних. При этом, добавила она, стремительно увеличивается и число оговоров в совершении сексуального насилия, исходящих со стороны как самих детей и подростков, так и их близких родственников.
Екатерина Васкэ представила разработанную ею на основе огромного массива эмпирических данных, полученных в ходе экспертной деятельности, и внедренную в практику правоохранительных органов психологическую типологию несовершеннолетних потерпевших от сексуального насилия. На примерах из собственной практики лектор показала, что потерпевшие одного возраста в одной и той же предкриминальной ситуации могут реагировать совершенно по-разному.
По просьбам слушателей также состоялся повтор лекции от 20 октября 2020 г. на тему «Проблемные вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних».
Главный научный сотрудник, и.о. руководителя Лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, профессор, д.ю.н. Елена Дозорцева рассказала о проблемах и ошибках при назначении и проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, решение которых может иметь серьезные последствия для участников дела.
Лектор обозначила аспекты экспертиз, которые могут представлять интерес для адвокатов, и пояснила, почему подростки редко впадают в состояние аффекта, но могут совершить правонарушение в «сильном душевном волнении». Лектор предупредила адвокатов, что следователи зачастую нарушают права подростков, препятствуя проведению допроса с использованием видеозаписи. В таких случаях адвокат может объяснить законным представителям несовершеннолетнего, что такая запись проводится в интересах допрашиваемого, чтобы исключить некорректные вопросы и даже давление со стороны следователя.