6 февраля заместитель министра юстиции РФ Денис Новак провел совещание по вопросам признания удостоверения адвоката документом, подтверждающим право допуска адвокатов в СИЗО по ордерам без уведомлений и разрешений от следователя. Во встрече принимали участие представители Минюста, ФССП, ФСИН и представители адвокатского сообщества. Федеральную палату адвокатов РФ представляли вице-президент Геннадий Шаров, руководитель Департамента по адвокатуре Юрий Самков, а также советник ФПА, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Пастухов.
Говоря о статусе адвокатского удостоверения, Денис Новак отметил, что этот вопрос необходимо решать в два этапа. В первую очередь необходимо внести изменения в ведомственные инструкции, регулирующие пропускной режим. Против этого не возражают ни в Министерстве, ни в Федеральной службе судебных приставов. Однако для того, чтобы удостоверение адвоката давало право посещения следственных учреждений, органов прокуратуры, необходимо внести изменение в Закон об адвокатской деятельности. По предложению Дениса Новака, такие изменения в закон могут быть подготовлены в пакете поправок, которые необходимо будет принимать в связи с реализацией Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
В ходе обсуждения вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров ознакомил присутствовавших с разработанным ФПА Порядком изготовления, хранения и выдачи ордеров адвокатам, предусматривающим случаи, при которых адвокат имеет право на свидание со своим подзащитным. По мнению Дениса Новака, этот документ позволяет снять ряд вопросов, возникавших ранее при использовании ордеров для посещения адвокатами подзащитных.
Также был поднят вопрос проблемы допуска адвокатов в СИЗО до подтверждения их вступления в дело в качестве защитника. Как уже не раз сообщалось, отказывая в свидании адвоката с подзащитным, сотрудники СИЗО ссылаются на Закон о содержании под стражей, который предусматривает свидание защитника с обвиняемым (подозреваемым) для получения его согласия на участие в уголовном деле в качестве защитника только с разрешения следователя.
Однако, как отметил Геннадий Шаров, адвокат приобретает статус защитника с момента заключения соглашения или принятия поручения на защиту. Вместе с тем вступление в уголовное дело в качестве защитника может произойти несколько позже, например после свидания с подозреваемым (обвиняемым). Следовательно, ссылки представителей ФСИН на то, что ст. 18 Закона о содержании под стражей позволяет свидание только защитнику, не противоречат внесенным в прошлом году изменениям в УПК. «Но если Минюст выступит с инициативой изменить Закон о содержании под стражей, то там следует заменить слово “защитнику” фразой “адвокату с момента заключения соглашения или принятия поручения по назначению на осуществление защиты”. И мы будем это только приветствовать», – сообщил вице-президент ФПА РФ.
Как отметил член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, председатель КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго, в настоящее время ситуация с допуском адвокатов является неприемлемой прежде всего в Москве, причем не во всех СИЗО. Поэтому, по его мнению, стоило бы собрать достоверные сведения по всем регионам, где администрация следственных изоляторов требует от адвокатов представить дополнительные документы.