Ранее эксперты указывали, что поправки могут помочь осужденному вовремя заплатить штраф, но при этом не учитывают вопросы администрирования недавно введенных судебных штрафов. К третьему чтению авторы законопроекта учли и это.
Госдума приняла закон, вносящий изменения в УПК РФ в части установления порядка администрирования денежных штрафов в случаях, когда они назначаются в качестве наказания по уголовному делу.
Как ранее писала «АГ», необходимость внесения изменений обусловлена несогласованностью норм бюджетного и уголовно-процессуального законодательства. В настоящее время органы судебной власти зачастую не имеют достаточной информации об администраторе доходов, указываемой в постановлениях, вынесенных по уголовным делам, и необходимой для корректного и своевременного зачисления денежных взысканий в бюджет. Из-за нарушений механизма реализации полномочий администраторов доходов штрафы зачисляются как невыясненные поступления на счета в органах Федерального казначейства – к 1 июня 2016 г. сумма таких поступлений достигла 3,7 млрд рублей. При этом данные средства не могут быть направлены на исполнение расходных обязательств федерального бюджета и создают дополнительную нагрузку на федеральные органы исполнительной власти.
В связи с этим закон предписывает в резолютивной части приговора указывать информацию о получателе штрафа, поэтому УПК дополнен положениями, предусматривающими представление данной информации либо в справке к обвинительному заключению, либо в справке к обвинительному акту, либо в справке к обвинительному постановлению.
Комментируя документ на стадии его внесения в Госдуму, адвокат, партнер, руководитель уголовно-правовой практики BMS LAW FIRM Тимур Хутов отметил, что на практике действительно периодически возникают сложности с уплатой штрафов, особенно когда они являются дополнительным наказанием, а не основным. «Осужденному с помощью адвокатов приходится искать и уточнять реквизиты соответствующего органа казначейства для уплаты штрафа, чтобы потом он был перенаправлен непосредственно по назначению», – пояснил адвокат.
Также он добавил, что нередко штрафы уплачиваются по некорректным реквизитам. Это является, по сути, неисполнением приговора и может повлечь серьезные проблемы для осужденного. «Поправки Минфина России выглядят во многом как спасение от волокиты, поскольку обязывают государство в лице следователя, а потом и суда заранее указывать все необходимые данные для уплаты штрафа, разом минуя указанные сложности», – заключил Тимур Хутов.
Стоит отметить, что адвокат, эксперт адвокатского бюро «Юсланд» Александр Чангли указывал на то, что в проекте закона не отражено администрирование судебного штрафа.
«Представляется необходимым учесть новый институт судебных штрафов – и в случае изменения законодательства делать это системно. С одной стороны, по коррупционным преступлениям сумма штрафа может составлять до 500 млн рублей, а неуплата в установленные сроки штрафа может привести к изменению наказания на многолетнее лишение свободы. Здесь любое повышение определенности в части администрирования штрафа является положительным. С другой стороны, законопроект не охватывает администрирование судебного штрафа, не являющегося уголовным наказанием, что делает невозможным в полной мере достичь задекларированной цели», – пояснил Александр Чангли.
В ходе рассмотрения проекта депутатами этот недостаток был учтен и дополнен поправками в ч. 2 ст. 446.2 и ч. 1 ст. 446.3 УПК РФ. Теперь в случае прекращения уголовного дела или уголовного преследования и назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в ходе судебного и досудебного производства по уголовному делу к постановлению или определению суда будет прилагаться необходимая информация для перечисления судебного штрафа.