3 августа Президент России подписал поправки в КоАП РФ, согласно которым юрлицо будет освобождаться от административной ответственности по делу о незаконном вознаграждении от имени юрлица, если такое лицо способствовало выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением. Правило действует и в случае, если юрлицо подверглось вымогательству.
Как ранее писала «АГ», ответственность не будет распространяться на юрлицо, совершившее административное правонарушение, которое связано с подкупом иностранного должностного лица или должностного лица публичной международной организации при осуществлении международной коммерческой сделки.
Кроме того, в целях исполнения постановления о назначении наказания за совершение предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ правонарушения вводится ст. 27.20, которая предусматривает новую меру обеспечения – арест имущества юрлица. При этом арест на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, допускается только в случае отсутствия у юридического лица иного имущества. Такая мера, как указано в пояснительной записке, позволит обеспечить выплату заработной платы работникам юрлица и осуществление иных обязательных платежей.
Вопрос о принятии данной меры будет рассматриваться судом на основании мотивированного ходатайства прокурора, который может направить его в суд одновременно с вынесением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Определение о наложении ареста на имущество является исполнительным документом.
Комментируя проект закона на стадии его внесения в Думу, генеральный директор юридической компании «Капитал Консалтинг» Илья Сазонов отмечал, что появление данного законопроекта связано с ответственностью лиц, способствующих выявлению и расследованию правонарушения в сфере незаконного вознаграждения юридических лиц.
«К примеру, если в уголовном законодательстве к ответственности привлекается только исполнитель противоправных действий, то в административном законодательстве к ответственности привлекается лицо, в интересах которого были совершены противоправные действия. В свою очередь, противоправная коммерческая деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц по сравнению с другими. В результате происходит несправедливое распределение материальных и иных ценностей, которые сосредоточиваются в одних руках. Таким образом, грубо нарушается принцип равенства всех перед законом, гарантируемый Конституцией», – отметил Илья Сазонов.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников пояснил, что поправки включают в себя две составляющие: дополнения об освобождении юридического лица от ответственности в связи с деятельным раскаянием или в связи с имевшим место в его отношении вымогательством и дополнения, касающиеся введения в Кодекс института ареста имущества юридического лица.
«Полагаю, дополнения первого рода можно только приветствовать, так как они устраняют юридический пробел, связанный с тем, что законодательство об административных правонарушениях рассматривает юридическое лицо в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности. Однако очевидно, что объективно действия или бездействие юридического лица всегда опосредуются через действия или бездействие конкретных физических лиц», – указывал эксперт.
Николай Сапожников также отмечал, что вторая часть дополнений вызывает настороженность, так как уже на стадии административного производства позволяет судам накладывать арест на значимые активы предприятий. «Ранее Конституционный Суд в Определении от 9 ноября 2017 г. № 2514-О фактически поддержал позицию судов общей юрисдикции о том, что незавершенность соответствующего уголовного дела не препятствует суду, рассматривающему дело об административном правонарушении, привлечь юридическое лицо к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ даже в отсутствие приговора в отношении конкретного взяткодателя».