×

Топ-10 вопросов об адвокатском экзамене

Интервью с исполнительным вице-президентом ФПА РФ Андреем Сучковым
Участники группы «Юристы» в социальной сети «Фейсбук» путем голосования выбрали 10 вопросов об адвокатском экзамене, на которые ответил исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков.


Участники группы «Юристы» в социальной сети «Фейсбук» путем голосования выбрали 10 вопросов об адвокатском экзамене, на которые ответил исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков. Вопросы задавал Алексей Сиренко.


1. Стоит ли ждать «упрощенную» процедуру принятия в адвокатуру?
Когда впервые была обозначена тема реформирования сферы оказания юридической помощи, адвокатское сообщество было категорически против упрощенной процедуры принятия в адвокатуру. Затем по результатам дискуссии с представителями различных юридических профессий адвокатура пошла на компромисс и согласилась с упрощенным порядком перехода в адвокатуру юристов, на которых распространяется реформа.

Суть упрощенного порядка:
а) он действует на протяжении не очень продолжительного периода времени с даты начала реформирования – год или полтора;

б) претендент сдает не полный экзамен по вопросам, утвержденным Федеральной палатой адвокатов РФ, а только тест на знание Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также Кодекса профессиональной этики адвоката.

Данные положения были включены в проект Концепции реформирования. К нашему большому удивлению, после правок проекта в Минюсте России эти положения выпали из текста.

Убежден, что это не принципиальная позиция Министерства юстиции, а технический сбой в редактировании текста. Моя уверенность основана на том, что в свое время Е.А. Борисенко, а сейчас Ю.С. Любимов – заместители министра юстиции, курирующие реформу – всегда настаивали на льготном переходном периоде, содержанием которого должен быть упрощенный экзамен на получение статуса адвоката.

2. Зачем сегодня успешному юристу становиться адвокатом?
Допуск в судебный процесс в качестве профессионального (то есть занимающегося определенным делом на постоянной основе) представителя именно адвоката – стандарт судопроизводства в мире.

В этом вопросе две составляющие. Во-первых, публичная – судебный представитель должен быть квалифицированным, в установленном порядке допущенным в профессию, находиться под контролем профессиональной корпорации в части соблюдения обязательных правил профессии. И, я думаю, что это главное, обеспечивая законные интересы своего доверителя, не делать это путем игнорирования ценностей судопроизводства.

Здесь же следует упомянуть, что реформой создается поле равной конкуренции: запрет регулятивными нормами профессии на нарушение закона, фальсификацию доказательств, злоупотребление правом и прочее дает основание к созданию для судебных представителей профессионального поля, где он будет соревноваться умом, опытом, тщательностью подготовки к судебному процессу, а не в том, кто лучше «слипует» доказательство или неофициально «порешает» с судом. А иначе, зачем мы получали юридическое образование и зачем тогда мы говорим о совершенствовании в профессии? Нарушителей такого порядка ждет очень серьезная санкция (чего сейчас нет) – исключение из профессии и, как следствие, отказ в допуске как судебного представителя.

Вторая составляющая частноправового характера – повышение гарантий качества юридической помощи. Когда доверитель знает, что получает юридические услуги от квалифицированного лица, находящегося под контролем профессиональной корпорации. И в случае конфликтной ситуации с адвокатом он может обратиться туда за разрешением спора.

3. Насколько увеличиваются расходы юриста при получении статуса адвоката в сравнении с расходами ИП?
Расходы, определенно, увеличатся, но ненамного. На адвокатов, к большому сожалению, не распространяется режим УСН. Придется платить НДФЛ – это основная составляющая увеличения расходов. В остальном – без изменений. Появятся расходы на общие нужды региональной адвокатской палаты и Федеральной палаты адвокатов, но они незначительны в структуре общих расходов на содержание адвокатского образования (коллегии, бюро или кабинета) и на ведение адвокатской деятельности.

Кроме того, во многих адвокатских палатах субъектов РФ уже приняты стандарты адвокатского образования. Такой стандарт разрабатывает и Федеральная палата адвокатов. Если офис юриста в настоящее время не соответствует утвержденным нормам, то в этой части также будут разовые расходы.

4. Какие самые распространенные ошибки на адвокатском экзамене?
Самая распространенная ошибка – неумение говорить и неспособность довести свою мысль до экзаменаторов. Претендент вроде написал для себя текст выступления (тезисы или план) при подготовке, а донести до комиссии его не может. Знаю точно, что квалификационные комиссии не «зверствуют» и не «валят» претендентов намеренно. Не сдают квалификационного экзамена лишь те претенденты, которым впору задать вопрос: «Вы где купили юридический диплом?», т.е. когда наблюдается полное отсутствие знаний и даже невладение профессиональной терминологией.

5. Будут ли доступны нормативные акты и СПС на экзамене?
На компьютерном тесте (на знание Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката) – точно нет. На устном экзамене – вопрос в стадии обсуждения. Предполагаю, что это будет отдано на решение региональных адвокатских палат. В настоящее время ситуация такая, что часть регионов разрешает пользоваться кодексами и СПС (есть адвокатские палаты, где ноутбук и СПС обязательны при подготовке к ответу по экзаменационному билету), в других это запрещено.

6. Какая статистика успешного прохождения экзамена?
Статистика различается по региональным адвокатским палатам. Сколько успешно сдают квалифэкзамен в среднем по России – точно назвать не могу, такие сведения не собирали. По моим ощущениям (не по данным статистики), успешно сдают экзамен около 80% претендентов в среднем по стране.

7. Можно ли пользоваться планшетом или смартфоном на экзамене?
Частично я сказал об этом в ответе на пятый вопрос. Там, где разрешается пользование при подготовке компьютером, никто не будет отнимать планшет или телефон.

Но я так понимаю, вопрос о том, что кто-то на «другом конце провода» надиктует ответ. Как в комедии: «Профессор – лопух. Прием».

Могу сказать, что этот метод сдачи экзамена точно не пройдет. Такие претенденты отсеиваются на устном воспроизведении того, что им надиктовали. Члены квалифкомиссии не первый год принимают экзамены и уже хорошо чувствуют претендента. В этих случаях задаются вопросы по теме билета, но чуть «в сторону» или пошире, или по определенным частностям. И такие претенденты тут же «плывут». Это всегда так, когда докладываешь то, что записал под чужую диктовку.

8. Что лучше выучить наизусть перед экзаменом?
В обязательном порядке нужно досконально (именно досконально!) знать содержание Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Также нужно знать основы адвокатского мастерства и историю адвокатуры.

Я бы рекомендовал готовиться к устному экзамену по вопросам, которые утверждены ФПА РФ и опубликованы на ее сайте.

9. Будет ли обязательное страхование профессиональной ответственности адвоката? Известны ли условия такого страхования?
Пока действие Закона об адвокатуре в этой части приостановлено. Нет никакой информации и никаких сигналов о том, что в ближайшее время действие этой правовой нормы будет возобновлено. Тем менее добровольное страхование рисков профессиональной ответственности в настоящее время довольно широко применяется адвокатами.

10. Увеличатся ли доходы юристов после получения статуса адвокатов?
Думаю, что увеличатся. Хотя и не сразу, не сиюминутно.

Рассказать:
Яндекс.Метрика