×

ЦБ предлагает ввести уголовную ответственность за изменение или прекращение договоров залога

Как следует из доклада Банка России о совершенствовании регулирования залогового обеспечения, она будет наступать в случае, если гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб
Эксперты прокомментировали «АГ» доклад Центробанка. По мнению одного из них, предложенные меры регулирования оценки качества обеспечения, а также установление ответственности за их нарушение направлены на повышение качества кредитного портфеля отдельно взятой кредитной организации. Другой отметил, что в данном случае уголовная ответственность сыграет не столько карательную, сколько превентивную роль, заставив отказаться от мысли нарушения запрета.

Банк России подготовил доклад для общественных консультаций о совершенствовании регулирования залогового обеспечения.

В документе отмечается, что кредитование считается рисковой операцией для банков, поэтому они, как правило, выдают обеспеченные кредиты, уделяя при этом большое внимание оценке именно залога, а не качества кредита и кредитного контрагента.

В связи с этим в докладе указывается на необходимость изменения подходов к формированию кредитными организациями резервов на возможные потери с учетом залогов. Поводом для таких предложений послужило то, что в ходе надзорных мероприятий Центробанк выявляет операции по выводам ликвидных активов, в том числе полученных в залог. Также предусматривается развитие существующего надзорного инструментария, в том числе наделение мегарегулятора дополнительными полномочиями по оперативному воздействию на потенциально опасную для банка ситуацию.

Банк России, как поясняется в докладе, уже подготовил предложения по уточнению видов обеспечения, которое может приниматься в уменьшение объема, необходимого для формирования резерва. Также рассматривается возможность реформирования существующего подхода к делению обеспечения качества и перераспределению имеющихся видов обеспечения между тремя категориями качества.

Кроме того, Банк России планирует ввести новую меру надзорного реагирования, а именно запрет на изменение и прекращение договоров об обеспечении. Это, по мнению Центробанка, решит проблему вывода залогов недобросовестными кредитными организациями и позволит банкам оставаться устойчивыми в случае дефолта их заемщиков. Такая мера также должна способствовать сокращению случаев вывода залога.

Указывается, что Центробанк сможет вводить запреты на изменение и прекращение договора залога, если такое обеспечение учтено при формировании резерва, в случае значительного ухудшения финансового положения заемщика, возникновения реальной угрозы кредиторам (вкладчикам) такого банка и признаков, свидетельствующих о вероятности вывода залогов. Кроме того, Банк России рассматривает возможность введения правила о получении обязательного согласия (одобрения) им на учет залогового обеспечения при формировании резерва.

Также предлагается введение уголовной ответственности за нарушение запрета на изменение и прекращение договора залога. Предусматривается, что в случае нарушения банком введенного запрета суд сможет наложить на виновное лицо штраф, а также избрать наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. При этом Центробанк отмечает, что такое наказание стоит применять в случае, если гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб.

В то же время Банк России отмечает затруднительность определения размера причиненного ущерба в результате совершения операций, в отношении которых был введен запрет тогда, когда его введение не привело к отзыву лицензии на осуществление банковских операций. В случае если лицензия была отозвана, соответствующий размер ущерба может быть определен только к моменту окончания процедуры ликвидации банка.

Что касается определения крупного размера ущерба, то в докладе говорится о том, что его установление должно одинаково подходить для банков с разным масштабом деятельности. Разумным порогом Центробанк посчитал ущерб в размере 5 млн руб. В то же время рассматривается возможность дополнения планируемого состава также и ответственностью за нарушение ограничений на проведение отдельных банковских операций.

Комментируя «АГ» доклад мегарегулятора, старший партнер Maalouf Ashford & Talbot Ltd Максим Тафинцев пояснил, что административные взыскания в случае начала процедуры банкротства не пугают банки. По его мнению, это связано с тем, что в случае вывода активов недобросовестными менеджерами размер нанесенного ими ущерба будет оценен только по окончании процедуры ликвидации банка. «В своем докладе Банк России признает, что существующие институты не несут мер превентивного характера и не могут сохранить имущество банков. Нужны новые механизмы регулирования, в том числе уголовного воздействия на участников рынка», – комментирует Максим Тафинцев.

«В случае введения уголовной ответственности угроза реального наказания дамокловым мечом нависнет над недобросовестными сотрудниками банков. Уголовная ответственность сыграет не столько свою непосредственную карательную роль, сколько превентивную, заставив в определенной доле случаев отказаться даже от мысли нарушения запрета», – указал эксперт.

Он отметил, что в данный момент трудно предсказать, как не введенные еще меры повлияют на деятельность банков. «Мне кажется, что планируемое расширение надзорного инструментария Банка России даже в большей мере скажется на деятельности банков. Одно можно сказать точно: в совокупности меры контроля и уголовная ответственность снизят риски вывода активов недобросовестными банками и обеспечат Центробанк необходимыми превентивными инструментами воздействия», – пояснил Максим Тафинцев.

Адвокат ПА Самарской области Андрей Носов отметил, что существующая система нормативно закрепленных требований к финансовой устойчивости банков направлена прежде всего на сохранение стабильности национальной банковской системы, и обязанность кредитных организаций по формированию резервов под возможные потери по ссудам в зависимости от категории их качества занимает в этой системе не последнее место.

Андрей Носов указал, что система оценки качества обеспечения позволяет недобросовестным банкам искусственно создавать картину, при которой «высокая» категория качества ссуды является таковой лишь формально, что на деле не соответствует действительности. «Неудивительно, что проводимые в дальнейшем мероприятия санации кредитной задолженности не приводят к ожидаемому результату ввиду низкой ликвидности залогов. Образовавшиеся гигантские потери банков по таким ссудам должны быть компенсированы за счет сформированных резервов, что неизбежно приводит к снижению собственных средств и, как следствие, значительному снижению финансовой устойчивости кредитных организаций», – пояснил адвокат.

Он добавил, что снижение качества активов банка ведет к утрате способности кредитных организаций к удовлетворению требований кредиторов и вкладчиков. «Все это с высокой степенью вероятности повлечет применение Банком России мер, связанных с отзывом лицензии и инициированием процедуры банкротства. Таким образом, существующая в настоящее время система инструментов не носит превентивного характера, а применяется мегарегулятором лишь тогда, когда проблемы кредитной организации решить уже невозможно», – сообщил Андрей Носов.

Адвокат пояснил, что предложенные Банком России меры регулирования оценки качества обеспечения, а также установление ответственности за их нарушение направлены на повышение качества кредитного портфеля отдельно взятой кредитной организации. «Принцип простой: чем выше категория качества обеспечения ссуды, тем меньший резерв предстоит сформировать. Все это должно способствовать наиболее взвешенному подходу банков к выбору имущественного обеспечения и предотвратить риски гигантских финансовых потерь, связанных с невозвратом кредитов», – указал эксперт.

Рассказать:
Яндекс.Метрика