20 ноября в Федеральной палате адвокатов РФ состоялось заседание Научно-консультативного совета ФПА, на которое были приглашены представители государственных органов, правозащитники, авторитетные ученые-юристы. Обсуждалась уголовно-правовая политика Российской Федерации и ее социальные последствия.
На эту проблему уже обратило внимание высшее руководство страны: 5 ноября в послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ Дмитрий Медведев затронул некоторые вопросы, связанные с уголовно-правовой политикой государства.
В заседании НКС участвовали президент ФПА РФ Е.В. Семеняко, вице-президент ФПА РФ Ю.С. Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Г.М. Резник, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Т.Н. Москалькова, начальник Организационно-аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Е.В. Середа, председатель Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеева, постоянный представитель Министерства юстиции США при Посольстве США в Российской Федерации Т. Файерстон, председатель Московского областного суда в отставке С.В. Марасанова, профессор Академии управления МВД России В.П. Божьев.
Вел заседание председатель Научно-консультативного совета ФПА РФ профессор В.В. Лазарев.
С докладом выступил первый заместитель председателя Верховного Суда РФ в отставке В.И. Радченко. О том, насколько сложна ситуация, свидетельствуют, в частности, статистические данные: за последние 16 лет в России за уголовные преступления осуждено 15 млн человек, т.е. практически каждый девятый из 140-миллионного населения, причем около 40% из них приговорены к наказанию в местах лишения свободы. Это сказывается и на социальной структуре населения, и на его демографическом составе, и даже на обороноспособности страны.
В.И. Радченко убежден, что изменение уголовно-правовой политики целесообразно со всех точек зрения – социальной, экономической, политической. Представление о том, что стратегия борьбы с преступностью требует ужесточения законодательства и усиления карательной практики судов, является ошибочным: проведение такой политики обусловливает рост количества судимых и способствует развитию криминальной среды. Исторический опыт России свидетельствует: чем более жесткие меры принимались, тем выше становился уровень преступности, причем особенно быстро росло число особо опасных преступлений – убийств, причинения тяжких телесных повреждений, разбойных нападений.
Участники обсуждения были едины во мнении, что на основе проведенных теоретиками и практиками исследований различных аспектов уголовно-правовой политики нужно предложить конкретные меры ее совершенствования.
Федеральная палата адвокатов еще в феврале 2008 г. выступила с такой инициативой, обратившись к федеральным органам государственной власти, общественности и средствам массовой информации с докладом «Об обеспечении общественных интересов при применении к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу». Это первый в России документ, в котором на основе изучения законодательства и правоприменительной практики проанализированы все проблемы, возникающие в связи с применением меры пресечения в виде заключения под стражу, и предложены способы их решения.
Но применение меры пресечения в виде заключения под стражу – только один из вопросов, требующих решения. Уголовно-правовая политика охватывает проблемы, связанные и с уголовным процессом, и с уголовным правом, и с уголовно-исполнительным правом. По словам Г.М. Резника, основными условиями ее осуществления в правовом государстве являются «вменяемый закон и независимый суд».
Как считают участники заседания, следует совершенствовать уголовное законодательство (в частности, порядок назначения наказаний и условно-досрочного освобождения), систему прокурорского надзора, предусмотреть в уголовно-исполнительном законодательстве систему мер, направленных на подготовку заключенных к жизни на свободе, принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Поскольку уголовно-правовая политика включает в себя очень широкий спектр вопросов, особенно важно развивать системный подход к ее формированию, исключив практику, когда каждая кампания по борьбе с теми или иными видами преступлений направляет общую политику в новое русло. Было высказано мнение о том, что реализовать такой подход в полной мере возможно лишь в случае, если определять уголовно-правовую политику в стране будет единый государственный орган.
Участники заседания пришли к выводу, что необходимо подготовить обобщающий документ, который содержал бы предложения по совершенствованию уголовно-правовой политики, в частности, путем внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. По мнению Научно-консультативного совета, выполнение этой задачи могла бы принять на себя Федеральная палата адвокатов РФ.