Федеральная служба безопасности России издала приказ «О наделении должностных лиц органов федеральной службы безопасности полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции», который основывается на п. 8 и 14 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”».
Приказом утверждаются полномочия должностных лиц ведомства по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействии коррупции. Документ вступает в силу с 1 января 2018 г.
Адвокат АБ «ЗКС» Алексей Новиков отметил, что представители правоохранительных органов зачастую злоупотребляют полномочиями или допускают нарушения закона при их реализации, что в свою очередь ведет к существенному нарушению прав граждан и организаций. «Наделение структурных подразделений ФСБ России дополнительными полномочиями является избыточной мерой, так как данная служба в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности уже наделена функцией проведения ОРМ – “наведение справок” и вполне может реализовывать поставленные задачи посредством указанной нормы закона», – заключил эксперт.
Управляющий партнер АБ «ЕМПП» Сергей Егоров также указал, что в рассматриваемом документе нет чего-либо принципиально нового в сравнении с текущим регулированием деятельности органов ФСБ, однако он обратил внимание на неочевидный положительный момент. «С учетом того, что оперативная деятельность, осуществляемая уполномоченными сотрудниками ФСБ, в значительной части носит негласный характер, данный приказ можно лишь поприветствовать, так как из него, по крайней мере, понятно, должностное лицо какого уровня вправе инициировать соответствующий запрос», – поясняет Сергей Егоров. По его мнению, юридически это означает, что если запрос оформлен рядовым сотрудником ФСБ, не имеющим соответствующих полномочий, то в ответе по существу на такой запрос можно отказать по формальному основанию, сославшись на приказ.