×

В Совете Федерации обсудили статус правозащитной деятельности в России

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания на тему современного состояния и перспектив развития правозащитной деятельности
Фото: Совет Федерации
В ходе мероприятия глава СПЧ Михаил Федотов назвал основные сходства и различия между правозащитниками и адвокатами. А заместитель министра юстиции Денис Новак рассказал, почему вопреки некоторым критическим замечаниям проект Концепции не предполагает монополизации правозащитной деятельности адвокатами.

24 октября в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Правозащитная деятельность: современное состояние и перспективы развития».

В начале мероприятия Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сообщила, что в 2018 г. к ней поступила 41 тыс. обращений, в том числе и коллективных, были восстановлены права 250 тыс. граждан. При этом омбудсмен пояснила, что большинство жалоб относится к сфере уголовного судопроизводства, в частности на то, что потерпевшие не могут добиться возбуждения уголовного дела. Кроме того, отметила она, большое количество жалоб касается длительного содержания под стражей.

Татьяна Москалькова указала, что одной из главных проблем сегодня является проблема соблюдения закона в СИЗО и колониях, в связи с чем возникает вопрос об усилении общественного контроля. По ее мнению, необходимо продолжить поиск новых форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина, расширить на основе комплексного подхода развитие институтов гражданского общества и их взаимодействие, разработать федеральную национальную стратегию государственной политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, разработать индикаторы устойчивого развития прав человека и критерии оценки эффективности правозащитной деятельности.

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что после того, как функции прокурора по надзору за соблюдением законности в судебном процессе сузили, определенные правозащитные функции легли и на него. В связи с этим глава СПЧ указал, что разница между правозащитной деятельностью прокурора и Уполномоченного по правам человека, членов СПЧ и правозащитных организаций заключается в том, какую помощь они могут оказать.

Читайте также
Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи
Адвокаты и юристы о новом проекте Концепции и путях реализации заложенных в ней положений
16 июня 2020 Дискуссии

В пример Михаил Федотов привел женщину с малолетними детьми. Если она скажет прокурору о том, что ее выставили из дома по решению суда, последний проверит законность судебного решения и, если оно законно, не сможет помочь. В то же время правозащитник будет действовать иначе и все равно попытается решить проблему, так как эта ситуация несправедлива. По мнению председателя СПЧ, то же самое касается правозащитной деятельности адвоката. Отличие лишь в том, что адвокат защищает только своего доверителя, так как связан с ним отношениями, даже если является защитником по назначению. Правозащитник же, отметил Михаил Федотов, всегда стоит на стороне человека и общества и не связан интересами конкретного доверителя.

В этом контексте Михаил Федотов предложил поддержать инициативу СПЧ, которой предлагается выработать и утвердить национальный план действия в пользу прав человека. По его мнению, такой план должен объединить уже имеющиеся правовые акты, что помогло бы выявить отсутствие регулирования в какой-либо области. Кроме того, Михаил Федотов предложил создать национальный превентивный механизм по предупреждению пыток, в который были бы вовлечены общественные наблюдательные комиссии.

Читайте также
Поправки в ГПК, АПК и КАС от Верховного Суда
О законопроекте Верховного Суда, который предполагает целый комплекс поправок в ГПК, АПК и КАС
04 сентября 2023 Дискуссии

Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак в своем выступлении указал, что проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи включает в себя правозащитную деятельность.

Он отметил, что ранее Татьяна Москалькова и Михаил Федотов критиковали Концепцию, так как им казалось, что предлагается монополизировать правозащитную деятельность, ограничив возможность оказания помощи, поскольку для этого необходимо иметь статус адвоката. Денис Новак пояснил, что в Концепции указывается на регулирование и выстраивание правил только для деятельности по оказанию юридической помощи на возмездной основе. Он подчеркнул, что необходимо выстроить защиту от организаций, которые мимикрируют под правозащитную деятельность. 

Замминистра напомнил, чем отличается идея Концепции от законопроекта ВС РФ, которым предлагается ввести требование о том, что судебное представительно возможно только при наличии высшего юридического образования. Денис Новак отметил, что это снизит возможности правозащитной деятельности, оказываемой на безвозмездных началах. При этом он указал, что многие правозащитники, не обладая юридическим образованием, оказывают качественную защиту.

Денис Новак отметил, что Правительство РФ и Минюст высказывались против введения требования о высшем юридическом образовании. Данное условие, по его мнению, необходимо оставить только на уровне кассации и в ВС РФ, однако этот подход пока не получил поддержки. При этом замминистра отметил, что если и принимать поправки, то с указанием на то, что суд должен допустить в качестве законного представителя лицо без юридического образования при условии, что оно подпишет заявление об оказании представительства на безвозмездных началах. «Такой подход предлагался в Концепции», – добавил он.

Читайте также
Минюст предлагает запретить цензуру переписки адвоката с содержащимся под стражей доверителем
Ведомство сообщило «Адвокатской газете», какие случаи станут исключением из этого правила
21 августа 2018 Новости

Далее в своем выступлении Денис Новак указал, что сегодня все чаще встречаются случаи применения насилия в отношении адвокатов, в том числе со стороны правоохранительных органов. Причем иногда это приводит к тому, что пострадавший адвокат сам обвиняется в применении насилия и в его отношении возбуждается уголовное дело по ст. 318 УК РФ. «Именно сейчас мы должны подумать об усилении гарантий адвокатской деятельности. Уже начата разработка законопроекта, который был подготовлен на основании предложения СПЧ, – о внесении изменений в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, направленный на приведение его в соответствие с президентскими поправками в УПК, направленными на беспрепятственный, незамедлительный доступ адвоката к своему подзащитному, находящемуся под стражей», – отметил замминистра.

Он отметил, что из-за коллизии в этих законах, несмотря на внесенные Владимиром Путиным поправки в УПК, сотрудники СИЗО указывают адвокату, что так как он в дело еще не вступил, то защитником не является, а значит, по общему порядку должен получать разрешение на свидание. Законопроект, указал Денис Новак, также предусматривает запрет на цензуру переписки адвоката с подозреваемым, обвиняемым, возможность передавать документы и записи.

Указал он и на законопроект, которым предлагается введение обязательной автоматизированной системы распределения адвокатов по назначению. Это, по мнению замминистра, позволит устранить возможность появления «карманных» адвокатов, которые действуют во вред подзащитному. «Для того чтобы норма работала, предлагается в случае, если назначение произошло с нарушением порядка, считать доказательство недопустимым, если оно не подтверждено обвиняемым, подозреваемым в суде», – напомнил Денис Новак. 

Читайте также
Разработаны поправки о взыскании с осужденных издержек на защиту по назначению и об автоматическом распределении дел
Законопроект предполагает, что отказ осужденных, освобожденных условно-досрочно, возместить процессуальные издержки и выплаченные защитнику по назначению суммы может привести к отмене освобождения
16 октября 2018 Новости

Кроме того, он рассказал о законопроекте, которым предлагается внести изменения в УК и КоАП РФ, направленные на закрепление отдельных составов ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката. Замминистра отметил, что проект закона уже проработан.

Не менее важным Денис Новак считает принятие законопроекта о защите прав недееспособных и не полностью дееспособных лиц, который несколько лет обсуждается в Госдуме. Он указал, что проект закона закрепляет, что в роли опекунов могут выступать в том числе некоммерческие организации, которые занимаются защитой этих лиц. «В нем предусматривается создание службы защиты прав пациентов психиатрических стационарных учреждений, которые в соответствии с международными обязательствами наше государство должно создать», – отметил замминистра.

В парламентских слушаниях также принимала участие советник ФПА Елена Авакян, которая в своем выступлении касалась проблемы допуска адвоката к защите лиц, содержащихся под стражей, или осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Она обратила внимание на очереди в СИЗО, отсутствие специальных помещений в колониях и других учреждениях, на постоянно практикующиеся отказы в допуске адвокатам к подзащитному по надуманным предлогам или из-за того, что подзащитный от встречи отказался, причем отказ он выносит администрации колонии без личной встречи с адвокатом. «Необходим закон, который запрещал бы подобные действия», – подчеркнула она.

Читайте также
Ученые рассказали, почему судьями становятся секретари и прокуроры, а не адвокаты
Исследователи Института проблем правоприменения подготовили доклад об источниках пополнения судейского корпуса и сообщили, что адвокатский опыт мешает получить рекомендации ККС
15 октября 2018 Новости

Во второй части своего выступления советник ФПА говорила о необходимости создания доверия у общества по отношению к судебной системе. «Если мы говорим об уважении, то это двухсторонний процесс, который начинивается с того, что люди перестают спрашивать “а судьи кто?”. Это вечный вопрос России. Чтобы люди этим вопросом перестали задаваться, необходимо, чтобы общество осознавало, как происходит отбор судей, кто становится судьями. Самый главный вопрос в этом – понимание того, что адвокат, прокурор и судья – единая профессия. Все задействованы в процессе, который известен как правосудие: мы способствуем правосудию, суды осуществляют правосудие», – отметила Елена Авакян в комментарии «АГ».

По ее мнению, для того, чтобы суды были объективными, необходимо, чтобы у судьи был как опыт защиты, так и опыт обвинения. Кроме того, желательно, чтобы у него был опыт работы в самой судебной системе, чтобы он мог быть абсолютно объективным, не испытывая симпатии, антипатии, не имея профессиональной деформации. «Если это будет, наконец, реализовано, то тогда качество правосудия изменится и доверие общества к правосудию повысится», – считает советник ФПА.

Елена Авакян рассказала, какие выводы она сделала по итогам парламентских слушаний: «Сегодня правозащитной деятельности крайне не хватает инструментария, которым она может оперировать, поэтому в основном правозащитники вынуждены оперировать чужим: государства, адвокатуры, следствия или прокуратуры». Советник ФПА отметила, что состояние защиты прав в России не вызывает оптимизма, поскольку идет непрерывная борьба с негативными явлениями, против которых пока не так много возможностей.

Рассказать:
Яндекс.Метрика