×

Законодательство по вопросам защиты прав детей предлагается усовершенствовать

В Госдуму внесен проект поправок в законодательство в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одного из адвокатов, проект вызывает неоднозначные ощущения, поскольку создаваемые государством дополнительные «фильтры» на опеку и усыновление для кровных родственников оставшегося без попечения ребенка вряд ли будут способствовать защите его прав и интересов. Другой полагает, что поправки усиливают бюрократизацию процесса устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

10 ноября в Госдуму внесен проект поправок в законодательство по вопросам защиты прав детей (законопроект № 232772-8), направленный на совершенствование отечественного законодательства в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, предлагается дополнить предусмотренный п. 2 ст. 125 Семейного кодекса РФ перечень документов, необходимых для усыновления ребенка. Порядок получения и подачи таких документов будет детализирован Правительством РФ. Планируется ввести ограничение одновременного усыновления более чем одного ребенка и каждого последующего усыновления лицами, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о предыдущем усыновлении или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц опекунами (попечителями), за исключением ряда случаев. Аналогичное ограничение будет действовать и при передаче детей под опеку (попечительство).

«Предлагаемое ограничение обусловлено особенностями адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в семье. Основными задачами семьи в этот период являются перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями новой семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками и др. В совокупности с допускаемым исключением предлагаемое законопроектом ограничение численности передаваемых в семью на воспитание детей-сирот поддерживается 81 субъектом РФ и является необходимой мерой, принимаемой в целях защиты их прав и интересов указанных детей, а также в целях снижения рисков возврата детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», – отмечается в пояснительной записке.

Предложено также расширить круг лиц, не имеющих право быть усыновителями или опекунами, за счет тех, кто не имеет жилья, пригодного для постоянного проживания (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства). Также проект предусматривает требование об отсутствии судимости и уголовного преследования для лиц, проживающих совместно с гражданами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В отношении лица, желающего принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ним лиц предусматривается проведение социально-психологического обследования, результаты которого будут учитываться при подготовке органом опеки и попечительства соответствующего заключения.

Корреспондирующие поправки вносятся в ГПК РФ и Закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ. В свою очередь, Закон об опеке и попечительстве, в частности, предлагается дополнить ст. 15.1, регламентирующей порядок сопровождения опекунов или попечителей несовершеннолетних подопечных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя в период обучения. Название ст. 24 Закона также предложено дополнить следующим образом: «Надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подопечного». В этой статье будет детализирован порядок проверки условий жизни подопечного и проведения социально-психологического обследования. Кроме того, законопроектом предлагается включить в число случаев, когда опекун и попечитель вправе заключить кредитный договор и договор займа от имени подопечного, а попечитель – давать согласие на заключение таких договоров, случай получения займа на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Планируется, что поправки вступят в силу с 2023 г.

У адвоката, руководителя семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяны Сустиной поправки вызвали неоднозначные ощущения. «Не уверена, что дополнительные “фильтры” на опеку и усыновление для кровных родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, направлены на защиту его прав и интересов. Требование об отсутствии судимости и уголовного преследования у лиц, проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не проработано. Представляется, что вводить запрет опекуну или усыновителю забирать ребенка в семью, в которой, например, кто-то из родственников обвиняется по экономическим или политическим составам, по меньшей мере, неразумно. Можно понять желание законодателя принять превентивные меры защиты ребенка и оградить его от родственников, привлекаемых к уголовной ответственности или судимых по преступлениям против здоровья или жизни, но устанавливать полный запрет считаю излишним», – отметила она в комментарии «АГ».

Адвокат обратила внимание также на предусмотренную законопроектом возможность одномоментного усыновления только одного ребенка, за исключением случаев усыновления братьев и сестер. «Такое условие также является дискуссионным. Обосновывая эту новеллу особенностями адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в семье, законодатель не учел принцип соразмерности такого нововведения потенциальным негативным последствиям для второго ребенка, оставленного на целый год в детском доме вместо того, чтобы провести это время в семье. С учетом вводимых мер обучения приемных родителей и усыновителей, а также предусмотренных “фильтров” государство “на выходе” будет иметь профессиональных опекунов, которые смогут обеспечить нормальный уход сразу за двумя детьми – разумеется, в таких случаях за органами опеки остается право контроля и учета особых обстоятельств для такого двойного опекунства (усыновления)», – полагает Татьяна Сустина.

Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов считает, что поправки увеличивают бюрократизацию процесса устройства детей, оставшихся без попечения родителей. «Вопрос в эффективности нового механизма, его действительной необходимости. В финансово-экономическом обосновании поправок предполагается, что социально-психологическое обследование будет длиться два часа – что представляется недостаточным, учитывая заявленные цели законопроекта. Только комплексное переформатирование органов опеки и попечительства с точечными надстройками законодательства поможет исключить отмену решений о передаче детей на воспитание. При этом социально-психологическое обследование в условиях отсутствия базового закона об экспертной деятельности представляется скорее вопросом про “осваивание” денежных средств и “штамповку” заключений, нежели про всестороннее исследование кандидатов, учет их личностных особенностей, получение обратной связи – все то, что на самом деле должно быть учтено в таком случае, и на это потребуется явно не два часа, а несколько встреч и обследования по месту жительства», – подчеркнул он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика