×

АГ-Ракурс

Месяц испытаний

Что успели сделать органы адвокатуры за время действия ограничительных мер
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

В региональных адвокатских палатах и ФПА РФ начинают подводить итоги первого месяца работы в удаленном режиме. «АГ-Ракурс» изучил, что за это время органам адвокатуры удалось сделать, чтобы в условиях угрозы пандемии обеспечить защиту прав адвокатов и создать им условия для полноценной работы.

Опережающие инициативы

Как отмечает вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев, после перехода в дистанционный режим практически у всех адвокатских органов, особенно у ФПА, работы прибавилось. Об этом же говорит президент АП Ставропольского края Ольга Руденко: «Нагрузка стала гораздо больше, чем когда была нормальная рабочая ситуация». А одна из сотрудниц ФПА призналась «АГ-Ракурсу», что находится теперь за компьютером «каждый день по 11-12 часов практически без перерыва плюс кое-что остается на выходные». В чем вскоре пришлось убедиться воочию, когда получил от нее по почте уточнение информации ближе к двум часам ночи.

Еще до широкого введения ограничительных мер ФПА и региональные палаты вступили в активный диалог с властями, чтобы обеспечить коллегам режим поддержки и условия для продолжения адвокатской практики. ФПА обратилась в Министерство юстиции РФ с предложением в случае введения ограничительных мер учитывать невозможность приостановить исполнение адвокатами профессиональных обязанностей и необходимость предусмотреть в этих целях свободное передвижение адвокатов. Соответствующее указание было направлено Минюстом в регионы.

23 марта Адвокатская палата г. Москвы предложила столичным адвокатам в связи с эпидемиологической ситуацией рассмотреть вопрос о безотлагательной подаче ходатайств или жалоб об изменении меры пресечения на не связанную с содержанием подследственного в СИЗО, особенно в отношении лиц пожилого возраста либо страдающих хроническими заболеваниями. ФПА поддержала эту инициативу и рекомендовала всем региональным палатам страны присоединиться к ней. Сторону адвокатов в этом вопросе фактически принял даже директор ФСИН Александр Калашников, 7 апреля обратившийся к председателю Верховного Суда РФ с просьбой ориентировать суды на применение мер пресечения, альтернативных заключению под стражу.

30 марта президент ФПА Юрий Пилипенко направил министру юстиции РФ обращение с предложением распространить на адвокатов меры антикризисной поддержки, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. Состоявшийся спустя несколько дней Совет ФПА принял заявление, содержащее аналогичное просьбу, и предложил перечень конкретных мер по поддержке адвокатов, которые, по мнению ФПА, должны быть приняты. В частности, Совет ФПА считает, что работу адвокатов по назначению в период, объявленный указом Президента РФ нерабочим, следует оплачивать по тарифам выходных дней. Адвокатам необходимо предоставить до 31 декабря 2020 г. отсрочку по уплате НДФЛ за 2019 г., а уплату ежеквартальных сумм НДФЛ за 2020 г. отсрочить до конца 2020 г. До декабря 2021 г. должен быть введен полный или частичный мораторий на уплату адвокатами фиксированных взносов в фонды медицинского и пенсионного страхования. Также, по мнению Совета ФПА, нужно разработать новый механизм обязательного социального страхования адвокатов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом того, что адвокаты вынуждены выполнять конституционную функцию по защите прав граждан, рискуя своим здоровьем.

2 апреля Минюст объявил о подготовке предложений, предусматривающих включение адвокатов (адвокатских образований, в том числе адвокатских кабинетов) в перечень получателей разрабатываемых правительством льгот в связи с пандемией. По данным президента ФПА, ожидается, что эта инициатива получит позитивную реакцию в Правительстве РФ. По сообщению Минюста, меры поддержки предусматривают, в частности, для осуществляющих деятельность в определенных отраслях налогоплательщиков, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, продление на 6 месяцев сроков уплаты налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением НДС), включая сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. На 6 месяцев для микропредприятий предполагается продлить сроки уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Будет проработана возможность снижения до 15% совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, превышающей МРОТ.

В свою очередь представители адвокатуры, входящие в различные неправительственные организации, выдвинули предложения по мерам поддержки бизнеса, которые они считают необходимыми в сложившейся ситуации. Данные меры касаются различных аспектов гражданско-правовых отношений, недвижимости, законодательства о банкротстве, налоговой сферы и т.д. Например, предлагается дополнить п. 3 ст. 401 ГК РФ (или принять соответствующее разъяснение на уровне ВС РФ) положением о том, что предприниматель может быть по усмотрению суда освобожден от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы стало крайне обременительным или вызвало несоразмерное увеличение расходов по его исполнению (даже если такое исполнение осталось объективно возможным).

В последней декаде апреля президент ФПА Юрий Пилипенко обратился к председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву с просьбой принять меры в связи с нарушением некоторыми судьями и работниками судов процессуальных прав и гарантий участников судопроизводства, а также требований, направленных на снижение угрозы их здоровью. Речь идет об информационной закрытости многих судов и отсутствии их процессуальной коммуникации с участниками судопроизводства. Адвокаты вынуждены добираться, в том числе общественным транспортом, в суд только для того, чтобы узнать об отложении рассмотрения дела или о приостановлении производства по нему. Кроме того, по информации, поступающей от президентов региональных адвокатских палат, при проведении судебных заседаний часто не обеспечиваются элементарные и обязательные сегодня противоэпидемиологические меры, что ставит под угрозу здоровье адвокатов.

Адвокатский «вездеход»

Тем временем возымело действие еще одно принципиальное требование ФПА – об обеспечении для адвокатов свободы передвижения. В указе мэра г. Москвы от 29 марта 2020 г., которым введены ограничения на перемещения граждан на территории столицы, адвокатские образования (адвокаты) не были упомянуты среди организаций, на которые ограничения не распространяются. Президент ФПА в своем письме мэру г. Москвы Сергею Собянину предложил исправить эту ситуацию, чтобы создать для адвокатов возможность беспрепятственно передвигаться по городу. С аналогичной просьбой к мэру обратился и президент АП г. Москвы Игорь Поляков. А первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев направил такие же предложения губернатору Подмосковья Андрею Воробьёву.

Просьба руководителей органов адвокатской корпорации была удовлетворена. 6 апреля министр юстиции РФ Константин Чуйченко обратился к высшим должностным лицам субъектов РФ с предложением обеспечить адвокатам беспрепятственное передвижение при предъявлении удостоверения. После соответствующих ходатайств руководителей палат в адрес региональных властей эта проблема практически повсеместно была решена. И теперь, как отмечалось на недавней онлайн-конференции «Адвокатура в период самоизоляции», сложилась необычная ситуация: в то время как адвокаты получили возможность свободного передвижения, на самоизоляции приходится находиться не имеющим адвокатского статуса юристам, чьи услуги не были включены в список повседневно необходимых. Некоторые из них уже жалуются на сложившуюся де-факто «адвокатскую монополию», требуя равных с адвокатами прав на передвижение. «Адвокатская монополия пришла, откуда ее не ждали», – пошутила, описывая эту коллизию, участница конференции, адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян.

Задел работы на будущее

Ряд ограничительных действий властей в руководстве органов корпорации считают спорными с правовой точки зрения, однако полагают, что с ними до поры ввиду экстраординарности ситуации нужно смириться. Такое мнение высказал, в частности, вице-президент ФПА, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев, комментируя введение с 22 апреля в Москве и Подмосковье нового порядка контроля за передвижением граждан на личном и общественном транспорте, а также штрафов за его нарушение.

«Мы сейчас находимся в парадигме нормотворчества, базирующейся скорее на целесообразности, нежели правовой обоснованности, – отметил Михаил Толчеев. – Хотя надо признать, что в других странах реакция тоже жесткая и порой не всегда адекватная. Большинство из нас считают, что нормативное регулирование не должно манипулировать терминами, заменяя “чрезвычайную ситуацию” иными понятиями, например “самоизоляцией”. Но разбираться будем потом, сегодня мы исповедуем сугубо прагматический подход».

Схожей позиции придерживается заместитель председателя Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант. «Не нужно быть выдающимся юристом, чтобы увидеть, что в нынешней ситуации акты властей, в том числе и московских, вызывают очень много вопросов юридического характера, – заявил он. – Это объясняется спешкой, недостаточной проработкой документов и отсутствием какого бы то ни было опыта поведения в таких обстоятельствах. Проблема носит глобальный характер, такие вопросы возникают во всех странах, охваченных пандемией. Но для адвокатов она создает перспективы новой, большой и интересной работы – как во время режима повышенной готовности, так и после его отмены. Причем эта работа будет осуществляться как в национальной юрисдикции, так и в международной».

Вадим Клювгант подчеркнул, что не поддерживает тех коллег, которые призывают бойкотировать установленный порядок регистрации автомобилей, ничего конструктивного в таком совете не видит и никому идти этим путем не рекомендует. Он советует адвокатам готовить правовые позиции и рекомендации для защиты прав и интересов доверителей, которые уже обращаются и будут обращаться за юридической помощью.

Поддержка для коллег

Коллегам, оказавшимся в тяжелом финансовом положении, в ряде палат решили предоставить прямую материальную помощь. Так, Совет АП Орловской области постановил направить средства социальных фондов палаты на оказание адресной помощи адвокатам, пострадавшим в условиях пандемии. В АП Челябинской области для материальной поддержки попавших в сложную жизненную ситуацию адвокатов будут использованы средства, запланированные на проведение ежегодной конференции молодых адвокатов, а сама конференция отменена.

Совет АП Республики Северная Осетия – Алания обещает материальную помощь из средств палаты в случае заболевания адвоката коронавирусной инфекцией. Кроме того, палата организует при необходимости волонтерскую помощь для доставки продуктов и лекарств адвокатам на дом. За аналогичной помощью в АП Ивановской области могут обратиться те коллеги, которые находятся на самоизоляции или испытывают трудности, связанные с ограничением выхода из дома.

Не допускать утечек

Важным направлением работы региональных палат стало обеспечение возможности оказания юридической помощи в удаленном режиме.

В АП Орловской области со 2 апреля начала действовать региональная система дистанционного оказания юридической помощи. Доверителям предлагаются услуги консультирования, составления обращений в суды, правоохранительные и иные госорганы, а также других документов правового характера. Заявки на получение юридической помощи принимаются круглосуточно по электронной почте. Назначение адвоката производится в дневное время в течение часа. Договоры на оказание юруслуг заключаются дистанционно. Для оказания юридической помощи используются электронная почта, WhatsApp, Skype, Viber, социальные сети, системы онлайн-платежей.

АП Воронежской области совместно с региональным УФСИН намерена обеспечить адвокатам в ближайшее время возможность общения с подзащитными в режиме ВКС с применением Skype.

Активно используется дистанционный формат для оказания бесплатной юридической помощи. В АП Калужской области сведения об адвокатах, участвующих в «горячей линии» по оказанию БЮП, с номерами их мобильных телефонов размещены на сайте палаты, на ее странице в Facebook, а также переданы для размещения в областное управление Минюста.

В АП Новгородской области пенсионеры, инвалиды и малоимущие имеют возможность обратиться за БЮП каждую пятницу, позвонив дежурному адвокату. АП Курганской области организовала телефонную горячую линию, куда в условиях самоизоляции могут звонить для разрешения неотложных юридических вопросов граждане, юрлица и индивидуальные предприниматели. В АП Калининградской области сформирована группа адвокатов, оказывающих БЮП путем телефонных консультаций по правовым вопросам, связанным с ограничительными мерами из-за угрозы пандемии.

Широкое использование для переговоров с доверителями и коллегами новых средств коммуникации (например, Zoom, MicrosoftTeams, Join.Me или SkypeforBusiness) подвигло АП г. Москвы со ссылкой на зарубежный опыт напомнить о необходимости соблюдать конфиденциальность при работе из дома и следовать рекомендациям специалистов по защите информации. Недавно стало известно, что несколько тысяч записей видеозвонков сервиса Zoom попали в открытый доступ в интернете, среди них были как частные разговоры пользователей, так и рабочие видеоконференции различных компаний. Это стало возможным из-за того, что Zoom присваивает видеозвонкам открытые идентификаторы (PMI) и не шифрует подключение, в результате записи можно было найти при помощи онлайн-поиска.

Цифровая экосреда адвокатуры

Необходимость создания для адвокатуры собственного электронного пространства подстегивает работу над создаваемой сейчас Комплексной информационной системой адвокатуры России (КИС АР). Как сообщал «АГ-Ракурс», тестовые испытания первого модуля этой системы должны начаться уже во второй половине осени в АП Московской области. «Мы рассчитываем, что уложимся в сроки и в конце года будем иметь возможность подключать к пилотному проекту для корректирования совместной работы дополнительные палаты, блок Федеральной палаты адвокатов», – рассказала член Совета ФПА Елена Авакян. В течение следующего года КИС АР начнет внедряться во всех адвокатских палатах страны, параллельно будет расширяться ее конфигурация.

По словам советника президента ФПА по информационным технологиям Сергея Гаврилова, применительно к КИС АР можно говорить не просто о корпоративной информационной системе, а о цифровой экосистеме адвокатуры. Она должна обеспечить взаимодействие с различным уровнем доступа в единой информационной среде всех адвокатов, адвокатских образований, региональных адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов.

«Сегодня мы находимся на стадии разработки первого модуля, а именно распределения дел по назначению в порядке ст. 50–51 УПК РФ, – говорит Сергей Гаврилов. – Речь идет об автоматизированном процессе назначения адвокатов, чтобы максимально исключить из данного процесса субъективный человеческий фактор. Другая задача – адвокатские палаты и ФПА должны получать актуальную достоверную информацию обо всех указанных процессах. В идеале мы в онлайн-режиме будем видеть то, что происходит в этой части».

Московская область выбрана для пилотной обкатки системы не случайно – это большой регион с очень разнообразными местными условиями. Здесь можно будет опробовать многие модели, которые потом пригодятся при внедрении в других регионах страны.

«Сейчас мы прорабатываем и другие модули КИС АР, – отмечает Сергей Гаврилов. – Речь идет о модулях, связанных с организацией делопроизводства палат, с квалификационным экзаменом, и ряде других. Работа предстоит большая».

По мере внедрения КИС АР предстоит актуализировать нормативную базу, касающуюся, в частности, выдачи адвокатских ордеров. Поэтому работа над системой идет во взаимодействии не только с региональными палатами, но и с Министерством юстиции. Предполагается, что КИС АР будет интегрирована с цифровыми ресурсами судов и профильных ведомств. Адвокаты будут получать вход в систему через мобильное или веб-приложение.

Юрий Пилипенко
Президент ФПА РФ

«Странная ситуация сложилась с функционалом ФПА в эти три недели. Еще никогда президенту ФПА не приходилось заниматься одновременно адвокатскими проблемами в психиатрической больнице Архангельска, туберкулезной больнице Красноярска, недопуском адвокатов в СИЗО в Иркутске, в ИВС в Салехарде и отказом адвоката от защиты по назначению в Калмыкии, ну и еще десятком схожих по масштабу вопросов. И при этом мои коллеги – президенты палат тоже были вовлечены в решение этих проблем. Только самоизоляция может оправдать столь неэффективную трату времени и сил».
Яндекс.Метрика