×

АГ-Ракурс

Новые дисциплинарные горизонты

С адвокатскими нарушениями разбираются по последнему слову техники
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

Решать судьбу адвокатов в дистанционном режиме стали из-за карантинных ужесточений квалификационные комиссии ряда региональных адвокатских палат. Не ущемляет ли такая форма права участников дисциплинарных производств? Могут ли провинившиеся адвокаты благодаря новой процедуре рассчитывать на снисхождение? Эти вопросы исследовал «АГ-Ракурс».

На онлайн-формат дисциплинарных разбирательств перешли квалификационные комиссии адвокатских палат в тех регионах, где из-за жестких требований к самоизоляции проведение заседаний в очном режиме представляется затруднительным. Многим членам квалифкомиссий пришлось осваивать новые способы коммуникаций буквально на ходу. Одновременно, как известно, в квалификационных комиссиях повсеместно происходила смена председателей – с марта президенты региональных палат в соответствии с поправками в Закон об адвокатуре лишились права состоять в квалифкомиссии, которую ранее возглавляли по должности. Однако изученный «АГ-Ракурсом» опыт полудесятка квалификационных комиссий показал, что коллеги находят выходы из сложных ситуаций.

Испытание скайпом

Квалификационная комиссия АП Ивановской области к сегодняшнему дню провела в дистанционном режиме два заседания, в ходе которых рассматривались дисциплинарные производства. До этого силами аппарата палаты установили видео-конференц-связь, сделали пробный запуск, был смоделирован порядок работы комиссии. В качестве платформы сперва выбрали скайп, однако первое же заседание заставило пожалеть об этом. «У нас были постоянные сбои. Люди очень часто “выпадали” с экрана, – рассказывает председатель квалифкомиссии Юрий Премилов. – Мы сделали выводы и второе заседание организовали по системе Zoom, оплатив время. Качество связи было совсем другое, члены комиссии могли постоянно видеть друг друга и участников производства и более свободно общаться».

Во время онлайн-заседаний в помещении адвокатской палаты находились лишь председатель квалифкомиссии, технический секретарь и те из заявителей, кто выразил желание лично участвовать в рассмотрении жалобы, а не представить письменные дополнения. На вопросы членов комиссии заявители отвечали в режиме видеоконференции, а когда комиссия совещалась – дожидались результатов в специально выделенной комнате. Обязательным условием для посещения заявителями адвокатской палаты было наличие средств индивидуальной защиты, секретарь комиссии также в маске и перчатках сопровождала их до «зала ожидания», а затем на оглашение заключения.

Как признался Юрий Премилов, лично для него первое онлайн-заседание прошло тяжело – из-за непривычного формата. От председателя больше обычного требовалось «дирижировать» заседанием, чтобы дать возможность последовательно высказаться членам комиссии, каждый из которых находился у своего компьютера. Относительно дальнейших перспектив дистанционного формата в комиссии еще не определились – пока решили пропустить июньское заседание, с тем чтобы в июле, если позволит эпидемическая обстановка, возможно, вернуться к стандартному режиму работы.

«Гость номер один»

В квалификационной комиссии АП Московской области, напротив, формат видеоконференции прижился настолько, что его собираются распространить на прием адвокатского экзамена – для тех соискателей, кто не может присутствовать лично. Возможно, это связано с тем, что на дистанционном способе здесь уже успели «набить руку» – подмосковная квалифкомиссия традиционно собирается дважды в месяц и к настоящему времени провела пять заседаний в режиме ВКС.

Председатель квалификационной комиссии Михаил Абрамович вообще не видит существенной разницы между дистанционным и обычным порядком рассмотрения дисциплинарных производств. «В принципе и то, и другое, с точки зрения права, – это очное рассмотрение, – говорит он. – Просто человек присутствует в данной комнате не непосредственно, а опосредствованно – с помощью средств связи. Но каждый участник видит остальных участников на экране, он их слышит, может задавать вопросы. И если ему необходимо представить какие-то документы, мы объявляем перерыв, он их высылает на электронную почту, мы смотрим. То есть сказать, что здесь заложено какое-то ущемление прав участников дисциплинарного производства, я не могу».

А значит, и рассчитывать на «особое отношение» фигурантам онлайн-разбирательств не приходится – за последние месяцы квалифкомиссия признала нарушения в значительной части рассмотренных дисциплинарных производств.

Заседания квалифкомиссии проходят на платформе Zoom. По словам Михаила Абрамовича, в ней весьма удобная опция отключения участника разбирательства, когда членам комиссии нужно посовещаться, – это позволяет беспрепятственно обмениваться мнениями. «К сожалению, – отмечает председатель квалифкомиссии, – есть одна проблема, которую мы не решили и никогда не решим. Если палата подготовилась к видео-конференц-связи с технической точки зрения, то участники разбирательств оказываются не слишком подготовленными. Когда надо подключиться к ВКС, из аппарата комиссии высылают подробнейшую инструкцию: что для этого нужно сделать, где зарегистрироваться, куда нажать. Но тем не менее не все могут это обеспечить – кто-то выходит на связь с плохим интернетом, кого-то мы слышим, но не видим, кого-то вообще не видим. Входят к нам под какими-то псевдонимами – опознаются, например, как “гость номер один”, а кто это, мы не знаем». Приходится строить работу с учетом этих нюансов.

Медиация в пользу адвокатов

Квалификационной комиссии АП Ростовской области с переходом на дистанционный формат помогла введенная в палате с прошлого года практика максимального улаживания споров до рассмотрения их на заседании. «Эта своего рода медиация конфликтов между адвокатами и их клиентами, а также по обращениям органов судебной системы и юстиции позволила уже в 2019 г. снизить количество дисциплинарных дел в палате на 20% по сравнению с предыдущим годом, – говорит президент АП Ростовской области Григорий Джелаухов, до недавнего времени возглавлявший также квалифкомиссию палаты. – Соответственно на 20-22% за год сократилось и число адвокатов, подвергнутых дисциплинарному взысканию. Мы проводили встречи с заявителями, общались с адвокатами и делали максимум для того, чтобы адвокаты осознавали, если они не правы, и исправляли свои ошибки. Если не осознают, то просили, чтобы они не тревожили заявителя лишними эмоциями и заранее представляли материалы в производство. Поэтому к нынешней весне, когда мы рассматривали (условно) от 20 до 40 дел на заседании, желание лично участвовать изъявляли, как правило, только три-четыре участника производств».

Два последних заседания квалифкомиссии проходили в режиме видеоконференции по Zoom, рассказывает председатель квалифкомиссии Григорий Григорян. Как правило, в палате находились лишь несколько членов комиссии, остальные участвовали удаленно. Адвокаты и заявители, желавшие участвовать в разбирательстве, получали ссылку для подключения к видеоконференции. Если кто-то не имел возможности воспользоваться видеосвязью, их производства откладывались. В итоге за два месяца в заседаниях квалифкомиссии приняли участие очно пять участников разбирательств.

Судьи выдерживают дистанцию

В квалификационной комиссии АП Воронежской области посредством видео-конференц-связи провели два заседания. На первом очно присутствовали лишь председательствующий, секретарь комиссии и докладчик, остальные члены участвовали по Zoom. Из семи запланированных дисциплинарных производств было рассмотрено только два, остальные отложены по заявлениям адвокатов. На следующем заседании уже было наоборот. Большинство участников находились в палате (кроме одного члена комиссии старше 65 лет), а дистанционно заседали представители управления Минюста и судьи. На этот раз квалифкомиссия рассмотрела 10 дисциплинарных производств и в большинстве признала нарушения со стороны адвокатов.

«Мы рассматривали только те дела, где есть заявление от человека о рассмотрении в его отсутствие, либо он сам уклонился от дачи объяснений, либо когда ситуация бесспорная, – говорит заместитель председателя квалифкомиссии Максим Баев (должность председателя сейчас вакантна). – Старались делать таким образом, чтобы все докладчики находились в зале. Были ситуации, когда у членов комиссии, которые находились дистанционно, возникали вопросы – мы определенные материалы сканировали и им направляли. Если были заявления об отложении – мы, безусловно, удовлетворяли их».

Равнение на стажера

Квалификационная комиссия АП Ленинградской области в начале карантинных ограничений запросила участников дисциплинарных производств о возможности проведения разбирательств в их отсутствие. Дела, по которым не поступило возражений адвокатов и заявителей, были рассмотрены на двух заседаниях в дистанционном режиме.

«Большая часть членов комиссии у нас, как правило, знакомятся с делами заблаговременно – так доклад на комиссии будет более понятен, – отмечает председатель квалифкомиссии Наталия Булгакова. – У нас есть и возрастные члены комиссии, несколько человек. Для того чтобы минимизировать коронавирусные риски, я как председатель составляла проект заключения со ссылками на материалы дела и отправляла членам комиссии заблаговременно. У нас было несколько дней до заседания, чтобы обсудить между собой вопросы. Дела были у меня в руках, мне все звонили, я отправляла копии, если члена комиссии интересовал какой-то конкретный документ и т.д. Соответственно все письменно излагали свои предложения, мы это обобщали и в день заседания связывались уже по телефонной связи, с некоторыми по видеосвязи – всякие средства подключали, какие было возможно. И потом члены комиссии присылали свои бюллетени с результатом голосования. Готовилась заключение, отправлялось участникам, и Совет палаты его затем рассматривал».

На повестке дня квалифкомиссии – организация заседания в формате видеоконференции. «Мы сейчас его готовим, выбираем платформу и в июне собираемся провести, – продолжает Наталия Булгакова. – Обсуждаем даже вариант приема устной части адвокатского экзамена по видео-конференц-связи. Я об этом задумалась, когда мой стажер Александр Костин в конце мая впервые в России защитил диссертацию кандидата наук в режиме видеоконференции. Защитился в Москве, не выезжая из Петербурга. Мы пришли к выводу, что нам стоит попробовать. Предварительно это согласовано с руководством Совета палаты, сейчас договариваемся с управлением Минюста. Но я думаю, что все равно некоторые члены комиссии – в частности, председатель, секретарь и представитель Минюста – должны будут лично общаться с кандидатом, потому что нет закрепленных способов, чтобы при видео-конференц-связи установить личность».

Схожую новацию, напомним, планируют и в АП Московской области. Вот так, начавшись с вынужденных решений, обкатываются технологии, открывающие новые возможности для адвокатского сообщества. И не только в дисциплинарной сфере.

Яндекс.Метрика