×

АГ-Ракурс

Преувеличения, слухи и откровенная ложь

Власти арестовали аналитика, участвовавшего в подготовке досье Стила

Игорю Данченко, аналитику по России, работавшему с Кристофером Стилом, автором досье со слухами и бездоказательными утверждениями о Дональде Трампе, были предъявлены обвинения в рамках расследования Дарэма.

Аналитик, один из ключевых авторов финансируемого Демократической партией США исследования оппозиции о возможных связях Дональда Трампа с Россией, был арестован в четверг, 4 ноября 2021 г., и обвинен в том, что неоднократно лгал ФБР о том, где и как он получал свою информацию.

Аналитик Игорь Данченко (Igor Danchenko) является главным автором утверждений, вошедших в так называемое «досье Стила» – сборник слухов и недоказанных утверждений о том, что г-н Трамп и его кампания 2016 г. были скомпрометированы и вступали в сговор с сотрудниками российской разведки с целью помочь ему победить Хиллари Клинтон. По словам людей, знакомых с делом, отчеты Стила о Трампе в значительной степени основывались на данных человека, которого он называл своим «основным суб-источником», т.е. Данченко. Данченко, 43-летний житель штата Вирджиния и вашингтонский аналитик, был нанят Стилом, чтобы поговорить со знакомыми ему людьми в России о возможных связях Трампа с Кремлем.

В 39-страничном обвинительном заключении, полученном специальным прокурором Джоном Х. Дарэмом (John H. Durham), большое жюри присяжных обвинило г-на Данченко по пяти пунктам в даче ФБР ложных показаний о его источниках, положенных в основу некоторых утверждений, содержащихся в досье. Обвинительное заключение рисует более подробную картину утверждений, которые предположительно были построены на преувеличениях, слухах и откровенной лжи. Оно скорее всего подкрепит выдвигаемые республиканцами обвинения в том, что демократы и агенты ФБР намеренно или случайно превратили дешевые и пристрастные клеветнические заявления в высокопоставленное расследование органов национальной безопасности в отношении действующего Президента США.

Из факта получения обвинительного заключения можно сделать вывод о том, что через два с половиной года после назначения г-на Дарэма тогдашним генеральным прокурором Уильямом П. Барром (William P. Barr) для проверки расследования дела «Трамп-Россия» на предмет каких-либо правонарушений и через год после проигрыша г-ном Трампом перевыборов, г-н Дарэм продолжает продвигаться вперед. «Расследование специального прокурора продолжается», – говорится в сообщении Министерства юстиции США, в котором приводится описание обвинительного заключения, но отсутствует непосредственное заявление г-на Дарэма.

Г-н Данченко предстал перед мировым судьей в здании федерального суда в Александрии, штат Вирджиния, в четверг днем. Его адвокат попытался от его имени заявить о невиновности, но судья сказал, что это преждевременно, поскольку слушания о мере пресечения не являются слушаниями о предъявлении обвинения, и отпустил г-на Данченко под залог. После этого адвокат отказался делать заявление для журналистов.

Досье сыграло яркую роль в деле «Трамп-Россия», но было в значительной степени вторичным для официального расследования. ФБР уже начало свое контрразведывательное расследование в отношении связи кампании Трампа с Россией до того, как досье Стила попало к агентам, работающим над этим делом. Специальный прокурор Роберт С. Мюллер III (Robert S. Mueller III), в итоге возглавивший расследование российского вмешательства в выборы 2016 г., не опирался на это досье при подготовке окончательного доклада.

Однако некоторые утверждения из досье попали в ходатайство ФБР о прослушке бывшего советника кампании Трампа Картера Пейджа (Carter Page) в октябре 2016 г., а также в три повторных ходатайства, заявленных в следующем году. Бывший юрист ФБР, работавший над ходатайством о слежке за Пейджем, позже признал себя виновным во внесении изменений в электронное письмо, связанное с этим делом. Другие части досье – в частности, пикантное утверждение о якобы имеющейся записи, используемой для шантажа, – вызвали политическую и медийную бурю, когда BuzzFeed опубликовал эти материалы в январе 2017 г. – незадолго до того, как г-н Трамп был приведен к присяге в качестве Президента США.

Большинство важных утверждений, содержавшихся в досье – серии отчетов, написанных работодателем г-на Данченко, Кристофером Стилом (Christopher Steele), бывшим агентом британской разведки, – не были доказаны, а некоторые были опровергнуты, в том числе г-ном Мюллером. Агенты ФБР несколько раз допрашивали г-на Данченко в 2017 г., когда пытались опровергнуть эти заявления.

Первое обвинение в даче ложных показаний, включенное в обвинительное заключение, затрагивает некоторые переданные г-ном Данченко г-ну Стилу материалы, в действительности полученные от сотрудника Демократической партии с давними связями с кандидатом в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон, а не от россиян, имеющих информацию о деятельности Кремля из внутренних источников. Это касается взаимодействия г-на Данченко с человеком, охарактеризованным в обвинительном заключении как руководитель отдела по связям с общественностью, имеющий тесные связи с Демократической партией.

В обвинительном заключении говорится, что г-н Данченко ложно сообщил ФБР, что он не обсуждал утверждения, содержащиеся в досье, с руководителем отдела по связям с общественностью. Однако согласно обвинительному заключению этот руководитель, часто в своей профессиональной деятельности взаимодействовавший с евразийскими клиентами, уделяя особое внимание России, был источником некоторых утверждений. В обвинительном заключении конкретно не назван человек, выведенный под псевдонимом «PR-руководитель-1», но описание его деятельности совпадает с карьерой Чарльза Долана-младшего (Charles Dolan Jr.), бывшего руководителем кампании Клинтона-Гора в штате Вирджинии в 1992 и 1996 гг. и впоследствии назначенного на должность в Госдепартаменте в администрации Клинтона. Он также выступал в качестве советника президентской кампании Хиллари Клинтон в 2008 г. и был волонтером ее кампании 2016 г.

Г-н Долан был ранее упомянут в заявлении Ольги Галкиной (Olga Galkina) – одного из источников г-на Данченко – как человек, с которым г-н Данченко ее познакомил; в обвинительном заключении также говорится, что исполнительный директор и источник, которым, по всей видимости, является г-жа Галкина, регулярно общались, в том числе в рамках поддержки кампании г-жи Клинтон. Одним из утверждений Долана, использованных Данченко, были сплетни о смещении Пола Манафорта с поста руководителя избирательной кампании г-на Трампа. Долан якобы в 2016 г. рассказал Данченко, что его друг-республиканец описал внутренние дискуссии в кампании Трампа, связанные с отстранением Манафорта от должности. Это утверждение стало частью досье. Но когда ФБР поговорило с Доланом, он заявил, что эта история была просто предположением с его стороны и никакой друг-республиканец ему об этом не говорил.

Адвокат г-на Долана, Ральф Д. Мартин (Ralph D. Martin), подтвердил в электронном письме, что его клиент является PR-руководителем-1, упомянутым в обвинительном заключении, но сказал, что г-н Долан как потенциальный свидетель по делу не будет давать никаких комментариев.

Обвинительное заключение связывает г-на Долана с г-ном Данченко и несколькими другими способами. В частности, там указано, что он обедал с г-ном Данченко в Москве в июне 2016 г. В то время г-н Долан остановился в том же московском отеле, где согласно досье российская разведка сделала запись развлечений г-на Трампа с участием проституток для последующего шантажа. В обвинительном заключении отмечено: г-н Долан осмотрел президентский номер, и сотрудник отеля сказал ему, что г-н Трамп останавливался там, но г-н Долан и еще один участник экскурсии сказали ФБР, что сотрудник не упоминал о какой-либо непристойной деятельности г-на Трампа в этом номере.

Связи Долана с Демократической партией были настолько обширны, что влияли на его «надежность, мотивы и потенциальную предвзятость как источника информации» о Трампе, отмечено в обвинительном заключении. Данченко «собрал часть информации ... на мероприятиях в Москве», организованных Доланом, пригласившим его на них. Как сформулировано в обвинительном заключении, учитывая, что г-н Долан присутствовал в местах и на мероприятиях, где г-н Данченко собирал информацию для досье, «последующая ложь» исследователя о связи г-на Долана с ним «была весьма существенной, чтобы оказать влияние на расследование этих вопросов ФБР».

Другие четыре пункта обвинения в даче ложных показаний касаются заявлений г-на Данченко в ФБР о предполагаемом взаимодействии с Сергеем Миллианом (Sergei Millian), бывшим президентом Российско-американской торговой палаты, как потенциальным источником для досье. (В обвинительном заключении не было прямо названо имя г-на Миллиана, ранее пояснившего, что г-н Данченко обращался к нему, но он никогда не отвечал на его вопросы и не разговаривал с исследователем.)

Г-н Данченко сообщил ФБР, что в конце июля 2016 г. ему позвонил не представившийся русскоязычный человек, которого г-н Данченко принял за г-на Миллиана, и он договорился о встрече с бизнесменом в Нью-Йорке, но г-н Миллиан не явился. Однако в обвинительном заключении опровергается, что г-н Данченко считал, что разговаривал с г-ном Миллианом в конце июля. В нем приводится электронное письмо, отправленное Данченко г-ну Миллиану в августе, – в ответ на предыдущее письмо, на которое г-н Миллиан, очевидно, не ответил. Формулировка этого августовского письма не соответствовала утверждению о недавнем телефонном разговоре между ними, говорится в обвинительном заключении. Он также направил электронное письмо знакомому журналисту с просьбой помочь связаться с Миллианом, поскольку тот «не отвечает на его письма».

Согласно обвинительному заключению Стил, в свою очередь, сообщил ФБР, что Миллиан был одним из источников Данченко. Данченко сказал ФБР, что знал о мнении Стила о наличии у него прямого контакта с Миллианом и что он «никогда не разубеждал» Стила в отношении этого «ошибочного мнения».

Недостатки в досье Стила и интервью г-на Данченко агентам ФБР в 2017 г. сыграли центральную роль в громком докладе генерального инспектора Министерства юстиции за 2019 г. В этом докладе приводились примеры того, как описание г-ном Данченко источников информации свидетельствовало о более тонком и спекулятивном характере материалов, нежели позже составленных г-ном Стилом, в которых ФБР обвинялось в том, что продолжало ссылаться на данные из досье в ходатайствах о продлении «прослушки», не предупреждая судей о том, что появилась причина сомневаться в их достоверности. В докладе генерального инспектора содержалась резкая критика того, как ФБР использовало утверждения г-на Стила. В частности, там говорилось, что когда ФБР позже допросило г-на Данченко об утверждениях, содержащихся в досье Стила, то Данченко попытался дистанцироваться от некоторых из них, заявив, что в досье преувеличена информация, первоначально предоставленная им г-ну Стилу.

В докладе генерального инспектора также отмечено, что десятилетием ранее, когда г-н Данченко, родившийся в России, но проживающий в США, работал в Институте Брукингса, известном вашингтонском аналитическом центре, в отношении него проводилось контрразведывательное расследование на предмет того, не является ли он российским агентом.

В интервью The New York Times в 2020 г. г-н Данченко защищал независимость своей работы, заявив, что ему было поручено собрать «необработанные разведданные» и он просто передал их г-ну Стилу. Г-н Данченко – сделавший себе имя как аналитик по России, раскрыв признаки того, что диссертация Президента России Владимира В. Путина содержит плагиат, – отрицал также, что является российским агентом. «Я никогда не был российским агентом, – сказал г-н Данченко. – Это смешно предполагать. Это, я думаю, клевета».

Обвинительное заключение не обвиняет г-на Данченко в работе на российскую разведку, хотя г-н Дарем процитировал электронное письмо от руководителя отдела по связям с общественностью своему знакомому в июне 2016 г., в котором тот сказал, что считает г-на Данченко работавшим на российскую разведку, «поскольку он сказал мне, что провел два года в Иране. И когда я впервые встретил его, он знал обо мне больше, чем я сам». За этой фразой последовал подмигивающий смайлик.

Усилия г-на Стила были частью исследований оппозиции, косвенно финансировавшихся демократами к моменту проведения всеобщих выборов 2016 г. Его фирма, занимающаяся бизнес-разведкой, была субподрядчиком другой исследовательской фирмы, Fusion GPS, которая первоначально начала изучать связи между Трампом и Россией во время первичных выборов от имени консерватора, выступавшего против кампании г-на Трампа. Когда стало ясно, что г-н Трамп станет кандидатом от республиканцев, первоначальный спонсор отказался от этой работы, но Fusion GPS была нанята для продолжения работы юридической фирмой Perkins Coie, работавшей на кампанию Хиллари Клинтон.

Г-н Данченко заявил, что в то время он не знал, кто был клиентом г-на Стила, и считал себя беспартийным аналитиком и исследователем. В феврале г-н Дарэм использовал повестку в суд, чтобы получить старые личные дела и другие документы, связанные с г-ном Данченко, из Института Брукингса, где г-н Данченко работал с 2005 по 2010 г.

Обвинения против г-на Данченко последовали после того, как в сентябре г-н Дарэм предъявил обвинения юристу по кибербезопасности Майклу А. Сассманну (Michael A. Sussmann), обвинив его в том, что он солгал ФБР о том, на кого он работает, когда в сентябре 2016 г. довел до сведения бюро информацию о возможных связях Трампа с Россией.

Г-н Сассманн, также работавший тогда в Perkins Coie, передавал информацию от специалистов по обработке данных о странных интернет-соединениях, которые, по их словам, указывали на возможность существования тайного канала связи между организацией Трампа и Альфа-банком – финансовым учреждением, связанным, по их мнению, с Кремлем. Он отрицает, что солгал ФБР о том, на кого он работал.

Источники: https://www.nytimes.com/2021/11/04/us/politics/igor-danchenko-arrested-steele-dossier.html; https://www.washingtonpost.com/national-security/steele-dossier-arrest-danchenko-trump-durham/2021/11/04/7e76b9ae-3d77-11ec-8ee9-4f14a26749d1_story.html

Яндекс.Метрика