×

АГ-Ракурс

Внутренний терроризм или грубая речь?

В громком судебном процессе по делу о сговоре с целью похищения губернатора штата Мичиган двое обвиняемых оправданы судом присяжных

Оправдательные приговоры двум обвиняемым наряду с отменой судебных разбирательств по делам двух других в силу процессуальных нарушений стали серьезными неудачами для федеральных прокуроров и Министерства юстиции, которые обещали сосредоточиться на борьбе с внутренним терроризмом. По мнению экспертов, причина – в наличии большого числа информаторов и слишком раннем аресте обвиняемых.

Это одно из самых громких дел о внутреннем терроризме в стране: предполагаемый сговор с целью похищения губернатора Мичигана Гретхен Уитмер (Gretchen Whitmer), устранения ее охраны и, возможно, начала гражданской войны. Прокуроры заявили, что ярость по поводу ограничений, введенных во время пандемии губернатором Мичигана Гретхен Уитмер, вдохновила четырех мужчин на план ее похищения. Двое из них были оправданы в пятницу, 8 апреля 2022 г., судом присяжных в ходе судебного процесса, в котором прокуроры представили действия четырех обвиняемых как угрозу демократии. Присяжные заявили, что не смогли вынести вердикт в отношении двух других.

Результат стал серьезным ударом для Министерства юстиции, которое при администрации Байдена сделало борьбу с внутренним терроризмом одним из главных приоритетов после беспорядков в Капитолии США 6 января 2021 г.

Обвиняемые по делу в Мичигане были арестованы за несколько недель до выборов 2020 г., и это дело рассматривалось некоторыми как свидетельство все более агрессивного дискурса среди определенных правых групп. Однако ряд ошибок, допущенных в ходе расследования, и неспособность в конечном итоге добиться обвинительного приговора в отношении обвиняемых, представших перед судом, заставляют задуматься о способности федеральных правоохранительных органов при внедрении в правые группы собирать убедительные доказательства, не ущемляя права на свободу слова и владение оружием.

Прокуроры построили дело на множестве сделанных в 2020 г. аудиозаписей и зашифрованных текстовых сообщений, в которых некоторые из мужчин высказывались по поводу ограничений в связи с пандемией COVID-19, говорили о политическом насилии и обсуждали лучший способ похищения г-жи Уитмер, члена Демократической партии, из ее дома для отдыха на севере Мичигана.

Однако само существование этих записей и текстовых сообщений свидетельствует в пользу версии представителей защиты: предполагаемый сговор был задуман и подталкивался сетью агентов ФБР и информаторов, которые взывали к худшим инстинктам их «жертв». Адвокаты описывали подсудимых как больших болтунов, которые никогда не собирались совершать похищения.

«Слова причиняют вам боль? Слова пугают вас?» – спросил оправданный по всем предъявленным ему обвинениям Дэниел Харрис (Daniel Harris) в выступлении в свою защиту. Г-н Харрис настаивал на том, что он никогда не участвовал ни в каком сговоре, и пренебрежительно отозвался об информаторе ФБР Дэне Чаппеле (Dan Chappel), ранее в ходе процесса давшем показания о том, что он опасался перерастания в насилие антиправительственной и антиправоохранительной риторики группы.

Вопросы, связанные с действиями некоторых агентов ФБР, также витали в ходе процесса, хотя мало что из этого прямо обсуждалось в присутствии присяжных. Согласно отчету «BuzzFeed News», один агент ФБР в прошлом году был уволен после обвинения в домашнем насилии. Другой агент, курировавший г-на Чаппела, пытался создать частную консалтинговую фирму по вопросам безопасности, частично основываясь на своей работе в ФБР.

«Присяжные, даже если они всего не поняли, почувствовали достаточно», – сказал Майкл Хиллс (Michael Hills), адвокат Брэндона Казерты (Brandon Caserta), также оправданного по единственному предъявленному ему обвинению.

Пресс-секретарь Детройтского отделения ФБР отказалась от комментариев.

Жюри присяжных, состоявшее из шести мужчин и шести женщин и совещавшееся почти неделю, не вынесло никакого вердикта по обвинениям в отношении двух других подсудимых, Барри Крофта (Barry Croft) и Адама Фокса (Adam Fox), которых обвинители представили как людей, игравших в группе руководящую роль. Судья объявил судебное разбирательство в их отношении проведенным с нарушением процедуры (mistrial) и постановил содержать их под стражей.

В связи с данным расследованием были предъявлены обвинения и другим лицам. Двое мужчин, Тай Гарбин (Ty Garbin) и Калеб Франкс (Kaleb Franks), до суда признали себя виновными в сговоре с целью похищения и дали показания против обвиняемых по федеральному делу. Восемь других мужчин были обвинены в связанных с этим преступлениях, предусмотренных законодательством штата.

За пределами здания суда Эндрю Бирдж (Andrew Birge), главный федеральный прокурор в западном Мичигане, не ответил на прямой вопрос о том, будет ли его ведомство добиваться повторного суда над г-ном Крофтом и г-ном Фоксом. Но в своем заявлении он сказал, что ограничен в своих заявлениях, поскольку «двое обвиняемых теперь ожидают повторного суда».

«Очевидно, что мы разочарованы результатом, – сказал г-н Бирдж и добавил: – Мы все еще верим в систему суда присяжных, и на самом деле я не могу сказать ничего больше на данный момент. Я ценю то время, которое потратили присяжные. Они выслушали много доказательств, долго совещались».

В течение нескольких недель дачи показаний в здании федерального суда в Гранд-Рапидс прокуроры демонстрировали присяжным зажигательные сообщения в социальных сетях и чатах обвиняемых, а также представили аудиозаписи, тайно записанные г-ном Чаппелом и другими информаторами. Один из бывших сообвиняемых, признавший свою вину, показал, что он надеялся запустить цепь событий, которые помешают Джозефу Р. Байдену-младшему быть избранным президентом и, возможно, приведут к разжиганию гражданской войны.

«Таков был весь план: они хотели начать все это с похищения губернатора», – подчеркнул федеральный прокурор Нильс Кесслер (Nils Kessler) во время заключительной речи.

Но доводы обвинения были затруднены для понимания из-за отсутствия ясности, в чем именно обвинялись эти люди. Как следовало из свидетельских показаний, никакого нападения так и не произошло, и не была назначена окончательная дата похищения. Детали предполагаемого плана в показаниях различных свидетелей обвинения иногда кардинально отличались.

Информатор ФБР, г-н Чаппел, указал, что, по его мнению, группа планировала убить г-жу Уитмер, чьи действия по борьбе с пандемией COVID-19 привели мужчин в ярость. Г-н Гарбин, ранее признавший себя виновным по этому делу, отметил, что, по его мнению, группа мужчин могла бросить губернатора в лодке посреди озера Мичиган. Г-н Фрэнкс, также признавший себя виновным, сказал присяжным, что надеялся погибнуть в перестрелке с охраной губернатора.

«Не было никакого плана похищения губернатора и не было никакого соглашения между этими четырьмя мужчинами», – заявил Джошуа Бланшар (Joshua Blanchard), адвокат г-на Крофта, в своей заключительной речи. Он пояснил, что правительство пыталось создать сговор, используя сеть информаторов и агентов под прикрытием, и что «в отсутствие плана стукачи должны были создать видимость» движения к плану.

Когда в 2020 г. началась пандемия, г-жа Уитмер, губернатор с национальным авторитетом, пребывающая в должности первый срок, заняла более жесткую позицию, чем некоторые другие лидеры Среднего Запада, сохранив многие ограничения даже тогда, когда количество новых случаев заболевания вирусом снизилось. Во время арестов мужчин в октябре 2020 г. губернатор критиковала риторику президента Дональда Трампа в отношении групп ненависти.

После объявления вердиктов глава администрации г-жи Уитмер выступил с заявлением, в котором призвал к «ответственности и последствиям для тех, кто совершает чудовищные преступления», добавив, что «без ответственности экстремисты будут ободрены».

В отдельном заявлении вице-губернатор Гарлин Гилкрист (Garlin Gilchrist), член Демократической партии, назвал приговор разочаровывающим. «Наши разногласия должны решаться у избирательной урны, а не с помощью насилия, – заявил он. – Мы должны честно и ясно понять, что вызывает насилие со стороны экстремистов, и сделать все возможное, чтобы устранить его первопричину».

Защитники пытались представить г-на Чаппела, ветерана Вооруженных сил, который притворялся, что дружит с мужчинами, тайно записывая их разговоры для правительства, как лидера группы. Они отметили, что г-н Чаппел, известный как «Большой Дэн», иногда руководил тренировками и давал советы по поводу сговора, в том числе предложил идею использования взрывчатки у дома губернатора, когда ее там не будет. Во время одной из тренировок г-н Чаппел и другие сняли на видео, как они выпрыгивают из ярко-синего PT Cruiser г-на Фрэнкса и укрываются за его дверями, стреляя из винтовок.

После вынесения приговора правовые обозреватели задались вопросом, не слишком ли рано ФБР произвело аресты – до того, как мужчины попытались осуществить похищение или даже назначить дату нападения. В день ареста, как следовало из свидетельских показаний, некоторые из обвиняемых думали, что получат бесплатное снаряжение от агента ФБР под прикрытием перед обедом в Баффало Уайлд Уингз. Вместо этого фаланга агентов ФБР взяла их под стражу.

«Я думаю, что это сигнал для правоохранительных органов: прежде чем арестовывать кого-то и предъявлять обвинения, лучше быть уверенным, что у вас есть полностью расследованное дело с жесткими фактами, – сказал Мэтью Шнайдер (Matthew Schneider), служивший главным федеральным прокурором в восточном Мичигане во время президентства г-на Трампа и, по его собственным словам, участвовавший в ранних стадиях расследования данного дела. – Должны ли они были арестовать их в то время? Могли ли они подождать?»

Р. Майкл Буллотта (R. Michael Bullotta), адвокат, ранее работавший помощником прокурора США в Детройте, тоже задался вопросом, не были ли аресты преждевременными. Г-н Буллотта отметил также, что огромное число информаторов могло помешать делу.

«Я не уверен, что им нужно было иметь столько информаторов, сколько у них было, – выразил мнение г-н Буллотта. – Это создавало впечатление почти правительственной вечеринки, вот если бы был один информатор, который докладывал ФБР».

Как признали в суде некоторые из адвокатов, многие из мужчин оскорбительно высказывались или делали заявления, призывающие к насилию, в адрес сотрудников правоохранительных органов, г-жи Уитмер или политиков в целом, что и было записано при прослушке. Один агент ФБР показал, что г-н Казерта написал в социальных сетях, что Вторая поправка дает людям право «убивать агентов правительства, когда они становятся тиранами».

Главная сложность дела заключалась в том, переходят ли подобные высказывания черту преступной деятельности.

«Если мне не нравится губернатор, и вы считаете, что это грубая речь, я могу так поступать в нашей стране», — сказал г-н Хиллс после объявления приговора и выхода его клиента из здания суда.

Источник: https://www.nytimes.com/2022/04/08/us/verdict-whitmer-kidnapping-case.html

Фото: Фотобанк Freepik/@pch.vector

Яндекс.Метрика