Частные организации и ИП получат госсубсидии за оказание соцуслуг

Новый закон даст право на госфинансирование прошедшим отбор исполнителям услуг из шести отраслей: образование, здравоохранение, соцзащита, занятость населения, спорт и туризм

Частные организации и ИП получат госсубсидии за оказание соцуслуг

С сентября негосударственным организациям, индивидуальным предпринимателям и физлицам, осуществляющим деятельность в социальной сфере, будет открыт доступ к бюджетным средствам, которые выделяются на предоставление соцуслуг населению. Такая возможность предусмотрена Законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который опубликован 13 июля и будет действовать до 1 января 2025 г.1

Закон направлен на повышение качества и доступности социальных услуг. При этом механизм достижения такого результата посредством привлечения к оказанию услуг негосударственных организаций не является новинкой для России. Он уже используется в системах обязательного медицинского страхования, высшего образования и социального обслуживания граждан в некоторых субъектах РФ. Новый закон также будет применяться не в каждом регионе – правительству предстоит утвердить их перечень.

Что такое госзаказ на оказание соцуслуг и как о нем узнать?

Государственный или муниципальный социальный заказ – это документ, в котором установлены требования к качеству, объему и способу оказания социальных услуг.

Закон позволяет размещать социальные заказы в следующих отраслях:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • социальная защита;
  • занятость населения;
  • физическая культура и спорт;
  • туризм.

Как ни странно, культура в перечень не включена, хотя привлечение негосударственных организаций в этой области могло бы эффективно использоваться. Например, для организации досуга жителей можно было бы привлекать дома культуры и творчества, кинотеатры, развлекательные центры и т.д.

Информация о социальных заказах размещается на Едином портале бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru). Объявление о проведении конкурса по отбору исполнителей услуг публикуется за 30 дней до его начала.

Как частные организации привлекут к оказанию государственных соцуслуг?

Граждане смогут самостоятельно выбирать из реестра исполнителей тех, кто будет оказывать им услуги за счет бюджетных средств. Для этого станут использоваться сертификаты (именные документы), например сертификаты на санаторно-курортное лечение. Также для отбора исполнителей органы власти будут проводить конкурсы на заключение соглашений об оказании соцуслуг, в которых смогут принять участие государственные и негосударственные организации, ИП и физлица – производители товаров, работ, услуг.

Предполагается, что это позволит обеспечить доступность социальных услуг там, где нет оказывающих их организаций, а также создаст мотивацию для госучреждений к росту производительности труда и повышению эффективности своей деятельности.

Вместе с тем закон не вменяет в обязанность органам власти использовать конкурентные способы отбора исполнителей. Он лишь создает правовое поле, в рамках которого такой отбор может осуществляться. Если публично-правовое образование оценивает сложившуюся систему оказания социальных услуг как эффективную, то оно может использовать привычные инструменты, например исключительно государственное (муниципальное) задание и подведомственную сеть учреждений. Однако представляется, что такие решения должны основываться не на усмотрении органов власти, а на объективных критериях, закрепленных в правовых актах. В противном случае эффективность закона может быть поставлена под сомнение. Ведь не каждое учреждение, подведомственное публично-правовому образованию, способно выдержать конкуренцию с негосударственными организациями. Какова в этом случае вероятность размещения госзаказа? Очевидно, невысокая.

Кто может стать участником отбора?

К отбору допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые соответствуют установленным требованиям:

  • в отношении участника отбора не введена процедура ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
  • нет недоимок по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • у участника-физлица или у руководителя и главного бухгалтера организации нет судимости за преступления против личности и в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
  • в отношении участника-физлица или руководителя и главного бухгалтера юрлица не применялись наказания в виде лишения права занимать должности и заниматься деятельностью, которые связаны с оказанием услуг в социальной сфере, а также административное наказание в виде дисквалификации;
  • юрлицо не привлекалось к административной ответственности за предоставление незаконного вознаграждения (ст. 19.28 КоАП РФ) в течение двух лет до отбора исполнителей услуг (в статье «Незаконное вознаграждение от имени юрлица» читайте о том, что организации придется уплатить крупный штраф, если ее представитель пошел на взяточничество или коммерческий подкуп. Причем представителем будет считаться любой человек, действовавший в интересах компании, а размер штрафа может быть больше 100 млн руб.);
  • между участником и уполномоченным органом нет конфликта интересов;
  • местом регистрации не является государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим (офшорные зоны);
  • участник отбора не включен в реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к исполнителям (например, наличие сотрудников с определенными образованием и квалификацией, оснащение оборудованием и т.д.).

Как будет оплачиваться оказание соцуслуг?

В зависимости от способа отбора исполнителей оформляется один из двух документов:

  • соглашение о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных или муниципальных услуг в соответствии с социальным сертификатом;
  • соглашение об оказании государственных или муниципальных услуг, заключенное по результатам конкурса.

На основе соглашений будет производиться оплата путем предоставления исполнителям субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. Нарушение порядка и сроков оплаты, установленных соглашением, влечет за собой начисление на сумму задолженности процентов за каждый день начиная со следующего за днем начала просрочки и до дня фактической оплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в день начала просрочки.

Можно ли изменить или расторгнуть соглашение, оформленное после отбора исполнителей услуг?

Внесение изменений в соглашение допускается только в случае корректировки показателей, характеризующих объем, условия и формы оказания государственных или муниципальных соцуслуг. В таком случае стороны оформляют дополнительное соглашение.

Расторгнуто соглашение может быть уполномоченным органом, если исполнитель существенно нарушил его условия, в том числе в случае:

  • отклонения показателей качества или объема оказания услуги более трех раз;
  • нарушения исполнителем услуг условий предоставления субсидии более трех раз;
  • однократного неоказания или ненадлежащего оказания потребителю социальной услуги, установленного по результатам проверки.

Соглашением могут быть предусмотрены и иные основания для его досрочного расторжения. Не допускается расторжение соглашения исполнителем услуг в одностороннем внесудебном порядке.


1 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Читайте также: