Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Исполнителю услуг – о профессиональном налоговом вычете

Чтобы сэкономить на уплате НДФЛ, доход исполнителя, полученный по договору, можно уменьшить на его расходы. Если расходы оплатил заказчик услуг, налоговая инспекция может потребовать перечислить НДФЛ с уплаченных сумм. Но такие требования будут неправомерны и могут быть оспорены в суде

Исполнителю услуг – о профессиональном налоговом вычете

Как исполнителю услуг получить профессиональный налоговый вычет?

Доход налогоплательщика облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Если для получения дохода налогоплательщик понес расходы, то он может учесть их при исчислении налога – применяя налоговый вычет.

Профессиональный налоговый вычет позволяет доход, полученный налогоплательщиком по гражданско-правовому договору, уменьшить на понесенные расходы (п. 2 ст. 221 НК РФ).

К примеру, человек заключает договор с организацией или ИП на чтение лекции в Мурманске. Договором предусмотрено, что он самостоятельно оплачивает проезд и проживание. В этом случае лектор может рассчитывать на профессиональный налоговый вычет.

Но нужно иметь в виду особенности получения вычета.

  • Он представляет собой уменьшение дохода (вознаграждения за чтение лекции) на подтвержденные расходы (расходы на проезд и проживание). Если же расходы не подтверждены, то получить вычет не получится – нельзя будет уменьшить доход на 20%, на что имеют право индивидуальные предприниматели при отсутствии подтверждающих документов.
  • Вычет предоставляется налоговым агентом – заказчиком работ, который выплачивает вознаграждение за минусом суммы удержанного налога, который рассчитывается с учетом расходов исполнителя.

(Как индивидуальному предпринимателю получить профессиональный налоговый вычет – читайте в публикации «Как предпринимателю сэкономить на уплате НДФЛ?»)

А если заказчик услуг оплатил расходы исполнителя, суммы возмещения облагаются НДФЛ?

На практике часто возникают ситуации, когда договор на выполнение работ или оказание услуг предусматривает, что расходы исполнителя компенсирует или оплачивает за него заказчик.

Минфин считает1 такую оплату (компенсацию) доходом налогоплательщика, полученным в натуральной форме, что требует исчисления НДФЛ с этих сумм. При этом Минфин признает, что если расходы на проезд в целях оказания услуг по гражданско-правовому договору были понесены налогоплательщиком, то он имеет право на получение профессионального налогового вычета по НДФЛ в сумме документально подтвержденных расходов.

По логике Минфина право на профессиональный вычет исполнителя услуг зависит от того, как договором оформлено условие о несении им затрат: оплачиваются исполнителем – есть право на вычет, компенсируются заказчиком – выплаченные суммы облагаются НДФЛ.

Однако при таком подходе не учитывается, что доход определяется как экономическая выгода налогоплательщика. При этом такой выгоды в связи с оплатой его расходов он не получает, потому что понес их для выполнения задания, а не в личных интересах. Именно поэтому законодатель предоставил ему право на профессиональный вычет. Право налогоплательщика не платить налог с суммы компенсации его расходов подтверждают и суды.

Пример из судебной практики: организация оплачивала расходы на проезд, проживание и оформление виз физическим лицам, с которыми были заключены гражданско-правовые договоры. Налоговая инспекция настояла на уплате НДФЛ с сумм возмещения. Спор пришлось решать в судебном порядке. Суд указал: поскольку инспекция не установила тот факт, что физлицо пользовалось оплаченными организацией услугами в личных целях, оснований для удержания и перечисления НДФЛ не возникает2.

Однако во избежание спора лучше самостоятельно оплатить расходы, а затем представить заказчику подтверждающие документы и получить у него профессиональный вычет.


1 Письма Минфина России от 19 декабря 2018 г. № 03-04-06/92687, от 26 апреля 2019 г. № 03-04-06/31273.

2 Постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2013 г. по делу № А40-37553/12-20-186.

Читайте также: