Когда авиакомпания ответит за задержку рейса?

Авиаперевозчики извиняются за затянувшиеся рейсы прохладительными напитками, а пассажиры требуют компенсацию за упущенное время и потраченные деньги. Но суды далеко не всегда привлекают перевозчиков к ответственности

Когда авиакомпания ответит за задержку рейса?

Погодные условия

Неблагоприятные погодные условия могут служить основанием для освобождения авиакомпании от ответственности. Перевозчик обязан обеспечить безопасность полета и вправе самостоятельно выбрать способ устранения обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров (ст. 401, 784, 795 Гражданского кодекса РФ; ст. 102, 120 Воздушного кодекса РФ; п. 76 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82).

В таких случаях суды отказывают гражданам во взыскании компенсаций с авиакомпаний. Указывают, что задержку рейса и связанные с ней расходы пассажиров повлекли события, которые препятствовали безопасному полету и не зависели от перевозчика (дела № 88-21174/2024 и № 88-15711/2021).

Пример. Командир судна принял решение об уходе на запасной аэродром из-за сильного тумана. Суд отметил, что это было необходимо для обеспечения безопасности, потому перевозчик не должен платить штраф за задержку рейса, компенсировать пассажирам убытки и моральный вред (дело № 88-7239/2023).

Однако если авиакомпания не докажет, что всему виной была плохая погода, то ей придется отвечать.

Пример. Суд указал, что перевозчик не представил сведения о погодных условиях, из-за которых перенесли вылет. В пользу пассажира были взысканы убытки в виде стоимости билета на другой рейс, компенсация морального вреда и штраф (дело № 88-19593/2024).

Стыковка рейсов

Авиакомпания не несет ответственности за нестыковку рейсов, если перевозка была оформлена отдельными билетами. Она должна обеспечить стыковку только при выполнении перевозки по одному перевозочному документу (п. 71, 117 Общих правил воздушных перевозок, утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82).

Суды отмечают, что если оформлены самостоятельные договоры перевозки, то у авиакомпании не возникает обязанности совместить рейсы и компенсировать убытки в случае их несовпадения (дела № 88-15823/2024 и № 88-29325/2023).

Технические неполадки

Неисправность воздушного судна не освобождает авиакомпанию от ответственности (ст. 15, 309, 310, 330, 393, 401, 786, 793, 795 Гражданского кодекса РФ; ст. 102, 103, 105, 116, 120 Воздушного кодекса РФ; ст. 13 Закона о защите прав потребителей; дело № 88-7676/2024).

Пример. Из-за технической неисправности судна вылет задержали. Пассажиры пропустили стыковочный рейс, вынуждены были купить новые билеты и прибыли к месту отдыха на день позже. Суд взыскал с перевозчика убытки в виде стоимости вынужденно купленных билетов и потерянного дня отдыха, исходя из цены турпродукта, а также компенсацию морального вреда и штраф (дело № 88-6722/2023).

Для читателей, которые не хотят пропускать рекомендации адвокатов, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: