Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Коллекторы: «К вам выезжает оперативная группа, оставайтесь дома»

Объем выдаваемых кредитов увеличивается, как и число россиян, которые не могут их погасить. Если вы не в состоянии внести платеж по кредиту вовремя, ждите коллекторов

Коллекторы: «К вам выезжает оперативная группа, оставайтесь дома»

Кто такие коллекторы

Коллекторы (коллекторские агентства, далее – КА) – это компании, специализирующиеся на сборе долгов. Они могут заключить с кредитной организацией договор цессии, т.е. купить долг, либо работать как агенты, когда обязательства должника перед кредитной организацией сохраняются.

Важно не путать сотрудников КА и судебных приставов. Приставы вправе получать личную информацию о должнике, в том числе о финансовом положении, объявлять в розыск должника и его имущество, арестовывать имущество и банковские счета, осматривать помещения, ограничивать выезд за границу и управление автомобилем.

Деятельность приставов регламентируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, а деятельность коллекторов – Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ (далее – Закон № 230-ФЗ). У сотрудников КА нет тех прав, что есть у приставов.

Как действовать, если стали поступать звонки от коллекторов

Убедитесь, что звонки и сообщения поступают именно из КА, а не от мошенников:

  • уточните информацию о КА – наименование, ИНН, юридический адрес, регистрационный номер записи в реестре ФССП;
  • проверьте эту информацию на сайте ФССП. Если КА настоящее, обратите внимание на цветовой индикатор в реестре – с его помощью можно оценить степень риска неблагоприятного взаимодействия с коллектором. Чем чаще КА нарушает закон и причиняет ущерб должникам, тем выше будет риск. Красный индикатор самый тревожный. Если вам попалось такое КА, с ним надо быть предельно осторожным;
  • узнайте информацию о кредиторе, в интересах которого действует КА, а также номер кредитного договора и сумму просроченной задолженности;
  • обратитесь к кредитору за подтверждением данной информации и факта передачи права на взыскание долга. Также можно запросить кредитную историю на портале госуслуг – там будут доступны сведения о задолженностях, кредиторах и КА, которым проданы долги.

Если КА нет в реестре ФССП или кредитор не подтвердил взаимодействие с этим агентством, смело кладите трубку и игнорируйте такого сомнительного субъекта. Также вы вправе пожаловаться, например в ФССП и прокуратуру. Куда еще можно направить жалобы и в каких случаях – читайте в статье «Из-за липового кредита из банка позвонили 110 раз за две недели».

Если информация подтвердилась, обдумайте дальнейшее взаимодействие с КА. Конечно, лучше не избегать общения, это позволит минимизировать риск передачи дела в суд. Однако должник вправе вовсе отказаться от взаимодействия с коллекторами.

Как происходит взаимодействие коллектора и должника

Коллекторы вправе (ст. 4, 7 Закона № 230-ФЗ):

  • встречаться с должником не более 1 раза в неделю;
  • звонить не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц;
  • писать сообщения не более 2 раз в день, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.

Общение с должником возможно с 8:00 до 22:00 в рабочие дни, с 9:00 до 20:00 в выходные. Время определяется по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору.

Коллекторам запрещено (ст. 6, 7 Закона № 230-ФЗ):

  • применять физическое воздействие, угрожать, портить имущество, оказывать психологическое давление, оскорблять, унижать честь и достоинство;
  • вводить в заблуждение относительно суммы долга, передачи дела в суд, принадлежности кредитора или его представителя к органам госвласти или местного самоуправления;
  • публиковать информацию о должнике и его долге в Интернете или на зданиях, сообщать ее по месту работы должника;
  • требовать возврата просроченной задолженности с граждан, которые банкротятся, лишены или ограничены в дееспособности, являются несовершеннолетними или инвалидами первой группы, находятся на лечении в стационаре.

Однако на практике эти требования закона нарушаются. Должников запугивают, их окружению угрожают, распространяют личную информацию в Интернете, посылают сообщения якобы от имени сотрудников правоохранительных органов. Случается и массовый спам: должнику непрерывно направляют сообщения с незарегистрированных номеров.

Бывает, должнику сообщают: «К вам выезжает оперативная группа, оставайтесь дома». Во-первых, в данном случае «оперативная группа» – это коллектор, ОМОН к вам не заявится. Во-вторых, чаще это всего лишь слова. Обычно из-за небольшого долга выезд не совершают, поскольку затраты на него превышают заработок от погашения задолженности.

Если коллектор все же прибыл, начните вести аудио- и видеозапись. Только предварительно предупредите об этом и зафиксируйте дату и время записи. Не разрешайте коллектору заходить в дом, а в случае попытки проникновения вызывайте полицию. Перед началом разговора потребуйте предъявить паспорт, доверенность, подтверждающую полномочия, и копию свидетельства о внесении КА в реестр ФССП. Без этих документов не общайтесь с коллектором. Ничто не подписывайте, не передавайте деньги и иное имущество, не разглашайте данные о себе и своем окружении, старайтесь быть вежливым, ограничивайтесь общими фразами, выразите готовность рассмотреть варианты погашения долга.

Что делать, когда коллекторы ведут себя чересчур настойчиво и хамовато

1. Соберите доказательства того, что КА нарушает правила взаимодействия: аудио, видео, распечатки звонков, скриншоты переписки в мессенджерах, показания свидетелей и т.п.

2. Напишите в ФССП жалобу на действия КА с требованием привлечь его к ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. В случае серьезных нарушений направьте заявления в полицию и прокуратуру, например для привлечения к административной ответственности за побои (ст. 6.1.1 КоАП РФ) или к уголовной ответственности за причинение вреда здоровью (ст. 115 УК РФ). Также можно обратиться в суд и потребовать с КА возмещения убытков и компенсации морального вреда (ст. 11 Закона № 230-ФЗ).

3. Установите на телефон приложение, блокирующее вызовы от КА. Например, «Определитель номера» с функцией блокировки звонков от «Яндекса».

Обращение в ФССП с жалобами на незаконные действия коллекторов является эффективной мерой, которая активно применяется на практике. Так, было дело, где КА оштрафовали на 50 тысяч руб. по ст. 14.57 КоАП РФ. Отец совершеннолетнего должника при обращении к нему коллекторов напомнил, что согласия на взаимодействие не давал, и устно отказался от дальнейшего общения. Однако звонки продолжались, их количество превысило 8 раз в месяц, за что КА привлекли к административной ответственности.

Другое КА оштрафовали на 300 тысяч руб. за то, что коллекторы звонили человеку и унижали его, а потом еще и передали информацию его сослуживцам. КА попыталось оспорить в суде решение ФССП, но безрезультатно1.

Как прервать общение с коллекторами

Прекратить общение с коллекторами можно в двух случаях: по истечении 4 месяцев с даты возникновения просрочки либо при желании должника осуществлять взаимодействие через адвоката независимо от срока просрочки (ст. 8 Закона № 230-ФЗ).

В обоих случаях надо направить заявление кредитору и КА с уведомлением о вручении (Приказ ФССП России от 18 января 2018 г. № 20). Форму заявления можно скачать на сайте ФССП в разделе «Документы / Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ФССП России / Акты Федеральной службы судебных приставов».

Даже при привлечении новых коллекторов запрет на взаимодействие продолжит действовать.

Для взаимодействия с третьими лицами, например с родственниками и друзьями должника, КА должно получить письменные согласия должника и третьих лиц на это (ст. 4, 7 Закона № 230-ФЗ). Если вы дали согласие, а потом передумали, надо написать заявления об отказе от взаимодействия и направить их кредитору и КА по почте с уведомлением о вручении.

Вместо эпилога: история из практики

В 2022 г. ко мне за консультацией обратился Анатолий2. У него был долг перед банком и несколькими МФО. Просрочка платежей составляла от 2 до 4 месяцев.

Анатолий сообщил, что банк отказал ему в реструктуризации долга, а принятие на себя новых обязательств в МФО проблему не решило, лишь увеличило его долговую нагрузку. Ситуацию усугубляли постоянные звонки коллекторов не только Анатолию, но и его супруге, брату и сестре. Они играли на чувстве вины должника и членов его семьи, посылали сообщения с фотографиями из соцсетей родственников, писали о выезде оперативной группы домой.

Я дал Анатолию несколько советов. Во-первых, написать заявление о взаимодействии с КА и кредиторами через адвоката, а родственникам – отказаться от взаимодействия. Во-вторых, не отвечать на звонки КА и установить приложение с функцией определителя номера. В-третьих, направить жалобу на КА в ФССП, но Анатолий отказался. В-четвертых, рассмотреть вариант инициирования процедуры банкротства.

В итоге звонки и сообщения в адрес Анатолия и его родственников прекратились. КА предложило реструктуризировать долг. За это время тишины и спокойствия Анатолий успел решить свои финансовые проблемы.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


1 По материалам пресс-службы УФССП России по Калининградской области.

2 Имя изменено.


Фото: фотобанк Freepik/@storyset

Читайте также: