Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Ликбез по неустойке: сколько нерадивый продавец заплатит обиженному покупателю

О неустойке выгодно знать каждому покупателю. Вот не получили вы вовремя товар – звоните, пишете продавцу, а в ответ тишина. Или привезли вам товар, а он некачественным оказался. Попросили продавца заменить или вернуть деньги, но выполнить вашу просьбу он не торопится. Что ж, медлительность порой дорого обходится

Ликбез по неустойке: сколько нерадивый продавец заплатит обиженному покупателю

Неустойка – это денежная сумма, которую обязан заплатить продавец, если не сделал то, на что мог рассчитывать покупатель. Юристы в таком случае говорят о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств продавцом (п. 1 ст. 330 ГК РФ). При этом речь может идти не только о продаже товаров, но и о выполнении работ или об оказании услуг. Сегодня мы будем разбираться, сколько можно взыскать с недобросовестных продавцов и исполнителей работ или услуг.

Как рассчитать неустойку по Закону о защите прав потребителей?

Неустойку рассчитывают по формуле: «процентная ставка х расчетная сумма х период просрочки : 100 = сумма неустойки».

Процентные ставки, правила определения расчетной суммы и периода просрочки установлены Законом о защите прав потребителей (далее – ЗОЗПП). Попробуем в этом разобраться.

1. Какую процентную ставку использовать.

Размер процентной ставки зависит от того, какое обязательство перед потребителем нарушено. Закон о защите прав потребителей предусматривает три вида ставок для расчета неустойки: 0,5%, 1% и 3%.

Ставка 0,5%

Неустойка рассчитывается по ставке 0,5%, если потребитель предоплатил товар, а его ему передали с нарушением срока по договору (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП).

Неустойку можно взыскать и в том случае, если товар потребителю передали, но без принадлежностей и документов, что помешало использовать его по назначению. Например, предоплаченный автомобиль покупатель получил без подлинника ПТС, когда последний есть в бумажном виде. Значит, он может требовать неустойку по той же ставке, как если бы ему не передали автомобиль (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2017)).

Ставка 1%

Неустойка рассчитывается по ставке 1%, если нарушен срок, в который продавец или изготовитель должен был (п. 1 ст. 23 ЗОЗПП):

  • безвозмездно устранить недостатки товара;
  • заменить товар ненадлежащего качества;
  • возвратить уплаченные за товар деньги;
  • возместить расходы на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;
  • соразмерно уменьшить покупную цену товара;
  • возместить убытки потребителя от продажи некачественного товара или предоставления ненадлежащей информации о нем;
  • предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта (замены). Та же ставка применяется, если такой товар вообще не предоставили.

Ставка 3%

Неустойка по ставке 3% рассчитывается, если нарушен срок, в который должны были (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП):

  • выполнить работы или оказать услуги, в том числе если нарушен новый срок, который обозначил потребитель из-за того, что ИП или ООО не уложились в ранее установленный.

    Важно: это не касается случаев, когда в течение гарантийного срока нарушен срок безвозмездного устранения недостатков. Тогда нужно руководствоваться гл. II Закона о защите прав потребителей, а неустойку рассчитывать по ставке 1% (п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17, п. 1 ст. 23 ЗОЗПП);

  • устранить недостатки выполненной работы или оказанной услуги (ст. 30 ЗОЗПП);
  • уменьшить цену выполненной работы или оказанной услуги (п. 3 ст. 31 ЗОЗПП);
  • возместить расходы на устранение потребителем или третьим лицом недостатков выполненной работы или оказанной услуги (п. 3 ст. 31 ЗОЗПП);
  • возвратить уплаченные за работу или услугу деньги (п. 3 ст. 31 ЗОЗПП);
  • возместить убытки потребителя, которые возникли из-за его отказа от исполнения договора по причине недостатков или просрочки выполнения работы или оказания услуги (п. 3 ст. 31 ЗОЗПП).

2. От какой суммы рассчитывать неустойку.

Неустойка рассчитывается:

  • от суммы внесенной за товар предоплаты – если нарушен срок его передачи потребителю и неустойка начисляется по ставке 0,5% (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП);
  • от цены товара – если неустойка начисляется по ставке 1% (п. 1 ст. 23 ЗОЗПП). В случае если потребитель возвращает изготовителю автомобиль ненадлежащего качества, в его цену включается и стоимость дополнительного оборудования, установленного на него по заказу потребителя (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.);
  • от цены работы или услуги – если неустойка начисляется по ставке 3%. Например, неустойку за задержку выплаты страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества нужно рассчитывать от суммы страховой премии, а не возмещения (п. 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г.). Если вы не определили отдельно цену конкретной работы или услуги, исходите из общей цены заказа (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).

Для расчета неустойки цена товара, работы или услуги определяется на день, когда добровольно удовлетворены требования потребителя. А если спор дошел до суда – на день вынесения решения. В случае если цены на такой товар, работу или услугу в разных местностях различаются, то учитывать следует стоимость в том месте, где должны были удовлетворить требования потребителя (п. 1 ст. 23, п. 5 ст. 28 ЗОЗПП, п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17).

3. Как рассчитать период просрочки.

Нужно определить начало и окончание периода, за который начисляется неустойка. Чаще его считают в днях. Исключение – ситуации, когда просрочено выполнение работ (оказание услуг), срок которых определяется часами. Тогда и период просрочки рассчитывается в часах (п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 23.1, п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).

В период просрочки не включают время, когда изготовитель или продавец объективно не мог исполнить свои обязательства перед потребителем. В частности, когда:

  • потребитель сам допустил просрочку (п. 3 ст. 405 ГК РФ).
  • исполнить обязательство было невозможно из-за форс-мажора (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 ЗОЗПП).

Когда начисление неустойки начинается. Неустойку начисляют со дня (часа), следующего за днем (часом) окончания срока, в который обязательство должно было быть исполнено.

Когда начисление неустойки заканчивается. Неустойку перестают начислять, когда обязательство перед потребителем прекратилось. Обычно это момент, когда обязательство исполнено, например возвращена плата за товар (п. 4 ст. 329, п. 1 ст. 408 ГК РФ). Этот день (час) тоже включается в период начисления неустойки (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7).

Также неустойку прекращают начислять, если нарушенное обязательство стало невозможно исполнить из-за обстоятельств, за которые ни продавец или исполнитель, ни потребитель не отвечают (п. 4 ст. 329, п. 1 ст. 416 ГК РФ).

Еще одна распространенная ситуация: потребителю продали некачественный товар и просрочили выполнение его требования об устранении недостатков. Он решил предъявить новое требование. Тогда неустойку по первому требованию начислят только до предъявления нового (подп. «а» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17). Например, покупатель запросил замену сломанной детали, но продавец затянул сроки. Покупатель так и не дождался замены, поэтому потребовал снизить цену товара и вернуть ему часть денег. В таком случае неустойку будут считать с даты просрочки замены детали до даты предъявления требования о снижении стоимости товара.

Когда могут уменьшить неустойку?

В Законе о защите прав потребителей не перечислены случаи уменьшения неустойки, зато они есть в Гражданском кодексе. Например, ее могут сделать меньше, если:

  • неустойка явно несоразмерна нарушению (п. 1 ст. 333 ГК РФ, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7);
  • обязательство не исполнено по вине обеих сторон – продавца и покупателя, исполнителя и заказчика работ или услуг (п. 1 ст. 404 ГК РФ).

По делам о защите прав потребителей суд вправе уменьшить неустойку на основании ст. 333 ГК РФ лишь в исключительных случаях (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17). Иногда продавец не платит покупателю неустойку в расчете именно на это. Но чаще подобное поведение приводит к тому, что суд штрафует продавца за неисполнение требований клиента добровольно. Размер такого штрафа – 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 5, 6 ст. 13 ЗОЗПП).

Когда неустойка ограничена предельным размером?

Закон о защите прав потребителей ограничивает предельный размер неустойки, которую может запросить потребитель:

  • если продавец нарушил срок передачи предоплаченного товара, неустойка не может превышать сумму предоплаты (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП);
  • если неустойка начисляется по ставке 3%, она не может превышать цену отдельного вида работ или услуг; а когда договор эту цену не определяет – общую цену заказа (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).

Когда потребитель не может требовать неустойку?

Закон о защите прав потребителей не предусматривает неустойку в следующих случаях:

  • продавец не провел экспертизу товара или нарушил срок ее проведения;
  • продавец нарушил установленный предварительным договором срок заключения основного договора;
  • исполнитель не возместил ущерб, причиненный некачественной работой или услугой;
  • исполнитель не предоставил потребителю достоверную информацию об услуге.

Может ли потребитель требовать неустойку за несколько нарушений?

Потребитель может требовать неустойку за несколько нарушений, даже если их допустили в отношении одного товара, работы или услуги.

Верховный Суд РФ подтвердил такую возможность в следующих случаях:

  • продавец нарушил срок безвозмездного устранения недостатков товара длительного пользования и не предоставил потребителю аналогичный товар на время ремонта – неустойку взыщут за каждое нарушение (подп. «а» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17);
  • нарушен срок и начала, и окончания работ – неустойка начисляется за каждую просрочку. Но ее общая сумма не может превышать цену отдельного вида работ, а если договор такую цену не определяет – общую цену заказа (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17);
  • нарушен срок удовлетворения одного требования, связанного с недостатками качества товара (например, не сделали вовремя гарантийный ремонт), а затем не выполнено в срок новое требование (например, затянули замену товара или возврат денег за него). Неустойку могут начислить по обоим нарушениям, но по первому – только за период до предъявления второго требования (подп. «а» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17);
  • потребитель уже взыскал неустойку, но обязательство так и не было исполнено – продавец проигнорировал решение суда. Тогда потребитель может еще раз потребовать неустойку – уже за период с даты вынесения судом решения до дня его исполнения продавцом (п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 октября 2020 г.).

Фото: фотобанк Freepik/@rawpixel.com

Читайте также: