Партнерское соглашение: поддержка для бизнеса в условиях турбулентности

Что такое партнерские соглашения? Как они помогали предпринимателям до пандемии, санкций и объявления частичной мобилизации в России и почему такие соглашения пригодятся сейчас?

Партнерское соглашение: поддержка для бизнеса в условиях турбулентности

Зачем бизнесу партнерские соглашения?

В бизнесе много разновидностей партнерских отношений. Чаще речь идет о совместном владении долями или акциями в организации. Но партнерство бывает и другим. Например, это могут быть отношения:

  • с сотрудником, от работы которого зависит прибыль компании;
  • с контрагентом, когда для сторон желательно длительное и эффективное взаимодействие;
  • с участниками проекта, когда все объединены общей краткосрочной целью.

При этом статистика устойчивости партнерств выглядит печально. Платформа «ВКонтакте для бизнеса» и компания ResearсhMe провели исследование – опросили 746 предпринимателей. Оказалось, что каждый третий расстается с партнером по бизнесу по таким причинам: расхождение во взглядах или халатное отношение (по 34% для каждой причины), несоблюдение договоренностей (28%), обман (25%), некомпетентность (19%), негативная обратная связь от сотрудников (11%).

Это исследование показало, что расхождение во взглядах является одной из основных причин распада партнерских отношений. Действительно, бывает, один партнер хочет масштабировать бизнес и продать его, а другой – сделать его наследственным. Очевидно, что им не по пути. Именно поэтому ключевые вопросы важно решить на берегу. А результат обсуждения можно закрепить в партнерском соглашении.

Каково правовое значение партнерского соглашения?

В Гражданском кодексе партнерское соглашение не указано как разновидность сделки. Но это не значит, что у него нет юридической силы. Такое соглашение может включать элементы разных типов договоров. Тогда к нему применяются правила, предусмотренные законом для этих договоров.

По содержанию партнерское соглашение может быть любым. В него допустимо включать даже «джентельменские» договоренности. Их можно и нужно конкретизировать и закреплять юридически. Так они становятся более точными и обязательными, а значит, их будут соблюдать с большей вероятностью.

Приведу пример такой договоренности. Партнеры решили, что после смерти одного из них другой должен финансово помогать детям умершего до их совершеннолетия. Сначала все может казаться понятным, но потом подобная формулировка принесет одни разочарования – ожидания скорее не оправдаются. Поэтому важно такую обязанность зафиксировать детально – прописать периодичность, размер и способ внесения платежей. Также можно заключить опционный договор, чтобы установить ответственность партнера за неисполнение обязанности по содержанию детей умершего. Допустим, по условиям договора уклонение от этой обязанности повлечет отчуждение доли или ее части в пользу несовершеннолетних.

Предприниматели регулярно используют партнерские соглашения, чтобы доказать в суде наличие обязательств. Например, Арбитражный суд г. Москвы рассматривал дело, в котором оценивалась обоснованность требований по организации и обслуживанию сети вендинговых аппаратов на вокзалах Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД». В своем решении суд опирался на партнерское соглашение между ОАО «РЖД» и ООО «Прямой контакт СПб». В нем партнеры договорились о создании компании и совместном владении ею.

Договоренности партнеров в дальнейшем встраиваются в другие документы организации. Например, юристы могут включить в устав и корпоративный договор варианты преодоления deadlock – конфликта равноправных собственников бизнеса, который может парализовать работу компании. Если совладелец выполняет трудовую функцию, в трудовом договоре будут продублированы договоренности о продолжительности его рабочего дня, отпуске или отказе от него на старте проекта, присутствии в офисе или удаленном формате работы.

Что обсудить партнерам?

Партнерское соглашение позволяет решить почти любые задачи бизнеса благодаря своей гибкости. В каждой ситуации список вопросов для обсуждения будет свой. Но есть общие моменты, о которых партнерам важно договориться на старте.

Сценарии поведения в конфликте

При расставании партнеров всегда остро встает вопрос: «А что делать с общим брендом?» Например, до 2010 г. братья Васильчуки и Тимур Ланской успешно развивали сеть ресторанов «Чайхона № 1». Когда их пути разошлись, никто не захотел отказаться от бренда. Вот и получилось – рестораны у них разные, а название одинаковое.

Судьбу бренда нужно обсудить заранее. Можно договориться о компенсации для партнера, которому в будущем придется провести ребрендинг.

Ограничения для партнеров

Не менее важно обсудить возможность заниматься схожей деятельностью – параллельно с действующим проектом или при выходе из партнерства. Если решили установить запрет, надо детально прописать, что считается схожей деятельностью. Иначе применить установленные в соглашении правила будет проблематично.

Например, партнеры развивают сеть салонов красоты. Один из них начинает в одиночку открывать салоны, копируя сетевые. Одинаково всё, вплоть до прайса, только вывеска другая. Будет ли это нарушением? Здесь и должно помочь партнерское соглашение.

Размеры долей и формула распределения прибыли

Если по умолчанию сделать доли партнеров равными, это может закончиться конфликтом. Доли должны отражать их реальный вклад в создание общего дела – деньги, связи, выполнение трудовой функции и т.д. Поэтому необходимо выявить вклад каждого и калькулировать его в доли. Распределение прибыли также может быть привязано к показателям эффективности (KPI).

Продолжительное отсутствие партнера

Партнерское соглашение поможет решить вопросы, связанные с временным отсутствием партнера, – например, в случае беременности, болезни или призыва на военную службу.

После объявления частичной мобилизации в России эти вопросы стали еще актуальнее. Некоторые общественные организации, в числе которых «Опора России» и РСПП, выступают за отсрочку от призыва для предпринимателей. Но поддержат ли эту инициативу – неизвестно.

***

Партнерское соглашение позволяет зафиксировать способы решения потенциальных проблем и создать точки опоры в период турбулентности. При заключении соглашения желательно участие юриста и архитектора бизнес-партнерств – они помогут выявить слепые зоны и продумать наиболее эффективные решения.

Фото: Фотобанк Freepik/@pch.vector

Читайте также: