Смягчение ответственности за нарушение валютного законодательства РФ

Частично отменили требования о репатриации валютной выручки и уменьшили штрафы за незаконные валютные операции. К тому же ФНС рекомендовала назначать минимальные штрафы, а правительство ввело запрет на проверки соблюдения валютного законодательства до конца 2022 г.

Смягчение ответственности за нарушение валютного законодательства РФ

Кого могут наказать за нарушение валютного законодательства

Российское валютное законодательство сложное. Но вам точно нужно его знать, если: у вас есть счета в банках за границей; вы участвуете в сделках в области внешней торговли товарами, услугами, информацией или интеллектуальной собственностью; осуществляете денежные расчеты с иностранными гражданами и компаниями.

Как эти знания могут пригодиться? Как минимум вас не привлекут к ответственности за нарушение валютного законодательства – к административной (ст. 15.25 КоАП РФ) или уголовной (ст. 193, 193.1 УК РФ).

При осуществлении валютных операций и ведении внешнеторговой деятельности необходимо ознакомиться с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, после введения антироссийских санкций Президент РФ подписал ряд указов о временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации1.За принятием подобных нормативных правовых актов тоже важно следить.

В 2022 г. государство было вынуждено ввести много ограничений и запретов из-за действия внешних санкций. И все-таки ответственность за нарушение валютного законодательства постепенно смягчается. Предполагается, что это позволит снизить административную нагрузку на бизнес и расширить возможности для экспортеров, в том числе представителей малого и среднего предпринимательства.

Смягчение уголовной ответственности

Статья 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает обязанность по репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. Наказания за уклонение от исполнения этой обязанностей предусматривает ст. 193 УК РФ. То есть к уголовной ответственности могут привлечь, если:

  • резидент не получил денежные средства за переданные нерезиденту товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные для него работы или оказанные ему услуги;
  • резидент заплатил за товары, работы, услуги, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности, но от нерезидента так ничего и не получил, и деньги на счет резидента не были возвращены.

К уголовной ответственности по ч. 1 ст. 193 УК РФ резидента привлекут за эти деяния, только если: 1) на его счет нерезидент не перевел крупную сумму – больше 100 млн руб. за год; 2) и ранее резидент был привлечен к административной ответственности по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Наказанием может стать: штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 3 лет.

К уголовной ответственности по ч. 2 ст. 193 УК РФ резидента привлекут за указанные выше деяния, только если на его счет нерезидент не перевел больше 150 млн руб. за год или если резидент не получил более 100 млн руб. за год, но при этом преступление было совершено: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; либо с использованием подложного документа; либо с использованием юрлица, которое создано для совершения преступлений, связанных с проведением сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Наказанием станет лишение свободы на срок до 5 лет. Дополнительно суд может назначить штраф в размере до 1 млн руб. или дохода осужденного за период до 5 лет.

В 2020 г. по инициативе Минфина был подготовлен законопроект об отмене обязанности по репатриации экспортерами несырьевой продукции на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки. С 1 июля 2021 г. резидентам разрешили исполнять экспортные внешнеторговые договоры путем зачисления выручки в иностранной валюте на их счета в зарубежных банках. Исключение составляют внешнеторговые договоры поставки товаров по определенным позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 223-ФЗ).

Указом Президента РФ от 5 июля 2022 г. № 430 был установлен особый порядок репатриации российскими экспортерами валютной выручки по внешнеторговым контрактам. В п. 1 этого указа сказано, что требования о репатриации выполняются согласно п. 2 Указа Президента РФ от 28 февраля 2022 г. № 79, где прописано следующее: резиденты – участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять продажу иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках, в размере, определенном Правительственной комиссией. Сейчас этот размер равен нулю2. Объем зачисленной на счета резидента валютной выручки не может быть меньше суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже. А раз сумма эта равна нулю, то необязательной является и репатриация валюты, которая причитается за передачу нерезидентам товаров, информации или результатов интеллектуальной деятельности, выполнение для них работ или оказание им услуг.

Таким образом, смягчение уголовной ответственности заключается в частичной отмене требований о репатриации. Это касается прежде всего экспортных несырьевых внешнеторговых сделок. Теперь выручка в иностранной валюте за экспортируемые товары может не перечисляться напрямую в банки РФ, а зачисляться на счета экспортера в зарубежных банках. Кроме того, можно исполнять экспортные внешнеторговые договоры иным способом, разрешенным законодательством РФ, например применять взаимный зачет.

Смягчение административной ответственности

Административные наказания за нарушение валютного законодательства предусматривает ст. 15.25 КоАП РФ. Она устанавливает ответственность за правонарушения, которые можно разделить на четыре группы.

1. Осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства или запрещенных им операций (например, запрещены расчеты за товары и услуги в иностранной валюте на территории РФ, покупка иностранной валюты без участия уполномоченных банков).

2. Непредоставление или предоставление с нарушением в контролирующие органы отчетов, подтверждающих документов и информации по внешнеэкономическим сделкам.

3. Непредоставление или предоставление с нарушением уведомлений об открытии счетов за границей, отчетов о движении денежных средств на зарубежных счетах и прочей информации о них.

4. Невыполнение резидентом в срок обязанностей: 1) по получению на свои счета валюты, которая причитается за переданные нерезидентам товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные для них работы или оказанные им услуги; 2) по возврату в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы или неоказанные услуги; 3) по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору.

В июле 2022 г. в ст. 15.25 КоАП РФ были внесены изменения (Федеральный закон от 13 июля 2022 г. № 235-ФЗ). Штрафы за незаконные валютные операции снизили с 75–100% до 20–40% от суммы операции. Также снизили штраф за невозврат экспортной выручки по внешнеторговым договорам, предусматривающим расчеты в российских рублях, – с 3–10% до 3–5%. Кроме того, ст. 15.25 КоАП РФ дополнена п. 10, согласно которому административная ответственность не применяется к резиденту, если невыполнение им требований валютного законодательства обусловлено санкциями, введенными иностранными государствами.

ФНС – о назначении штрафов за нарушение валютного законодательства

После внесения в КоАП РФ вышеупомянутых изменений ФНС разъяснила порядок наложения штрафов за нарушение валютного законодательства (Письмо ФНС России от 3 октября 2022 г. № ШЮ-4-17/13109@).

Рекомендовано налагать штрафы по ст. 15.25 КоАП РФ в минимальном размере, если нет отягчающих обстоятельств. В постановлении о назначении административного наказания обязательно наличие мотивированных выводов о причинах назначения повышенной суммы штрафа.

Также ФНС дала пояснения о случаях частичного прекращения исполнения постановления о назначении наказания в связи со смягчением административной ответственности:

  • если по итогам рассмотрения дела штраф назначен в минимальном размере, определенном ранее действовавшей редакцией ст. 15.25 КоАП РФ, то подлежащая уплате сумма штрафа также должна быть установлена в минимальном размере, предусмотренном уже новой редакцией нормы;
  • если назначена повышенная сумма штрафа согласно прежней редакции ст. 15.25 КоАП РФ, то подлежащая уплате сумма должна пропорционально превышать минимальный размер штрафа, предусмотренный новой редакцией нормы.

Что это означает? Например, Иванов решил купить гараж Петрова. У него была иностранная валюта, и он предложил рассчитаться ею за гараж. Петров с радостью принял валюту – он как раз собирался в путешествие за рубеж. Сделка состоялась. Только она оказалась незаконной, так как не соответствовала требованиям валютного законодательства (ст. 9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Иванову и Петрову назначили штраф по ст. 15.25 КоАП РФ – 80% от суммы сделки. Но после этого в статью были внесены изменения, и штраф уменьшили до 24% от суммы сделки.

Перерасчет штрафа производится по формуле: 0,8 х (Y – 75%) + 20% = Х, где:

0,8 – постоянный коэффициент отношения диапазона нового размера санкции к диапазону старого размера санкции;

Y – размер санкции, назначенной по прежнему ее значению, в процентах;

75% – минимальный порог санкции по ранее действовавшей редакции КоАП РФ;

20% – минимальное значение санкции по новому ее значению.

В нашем случае: 0,8 х (80 – 75) + 20 = 24%. То есть Иванов и Петров должны будут уплатить штраф в размере 24% от стоимости гаража в перерасчете на рубли по курсу ЦБ.

Как становится известно о нарушении валютного законодательства

Еще раз посмотрим на наш пример о купле-продаже гаража. Если нарушение допущено при совершении подобной сделки, выявить его будет сложно при условии, что документы оформлены в соответствии с законодательством РФ. Но это возможно по заявлению заинтересованного лица, например бывшей жены продавца, которая не получила выгоду от продажи гаража, ранее приобретенного в браке.

Обычно нарушения валютного законодательства фиксируют уполномоченные банки. Они видят движение денежных средств по счетам клиентов и цепочки расчетов, запрашивают у них документы, делают выводы и передают их в налоговые органы.

Кроме того, налоговая служба узнает о зарубежных счетах россиян благодаря обмену информацией с иностранными банками. Правда, сейчас банки недружественных стран отказываются выполнять обязательства по соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. Но все может измениться в любой момент.

До 31 декабря 2022 г. в России действует мораторий на проверки налоговыми органами соблюдения валютного законодательства. Приостановлено большинство контрольных мероприятий. Исключением являются случаи, когда в ходе проверки выявлено нарушение, срок давности привлечения к административной ответственности за которое истекает до 31 декабря 2022 г. Тогда проведение проверки и осуществление административного производства могут продолжаться. Кроме того, мораторий не распространяется на нарушения, связанные с неисполнением требований нормативных правовых актов, принятых после 27 февраля 2022 г. и устанавливающих специальные экономические меры в ответ на санкции недружественных государств (Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. № 977).


1 Указы Президента РФ от 28 февраля 2022 г. № 79; от 1 марта 2022 г. № 81; от 5 марта 2022 г. № 95; от 8 марта 2022 г. № 100; от 18 марта 2022 г. № 126; от 31 марта 2022 г. № 172; от 4 мая 2022 г. № 254; от 27 мая 2022 г. № 322; от 5 июля 2022 г. № 430; от 8 августа 2022 г. № 529; от 8 сентября 2022 г. № 618; от 15 октября 2022 г. № 737.

2 Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 г. № 61.


Фото: фотобанк Freepik/@rawpixel.com

Читайте также: