А как бы вы укрепили защиту прав потребителей?

Нечестные продавцы обманывают покупателей автомобилей. И пока одни судьи встают на сторону потребителей и терпят обвинения автоконцернов в организации преступной группы, другие отказываются защищать потребительские права. Общественная палата РФ готова рассмотреть ваши предложения о том, как поддержать покупателей

А как бы вы укрепили защиту прав потребителей?

24 июня в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Защита прав потребителей при покупке автомобилей».

Нередко покупатели машин обвиняют продавцов в мошенничестве, причем порой обоснованно, а продавцы – их – в потребительском экстремизме. Участники круглого стола обсудили ловкие схемы обмана покупателей, пропаганду потребительского экстремизма недобросовестными предпринимателями и применение судами Закона о защите прав потребителей.

Находчивое нарушение прав покупателей авто

Максим Едрышов, руководитель общественного центра «Автомобилист», глава Федерации автовладельцев России:

Первая наша проблема сегодня – мошенники. Они могут позиционировать себя как мультибрендовый автосалон и предлагать чуть ли не любой автомобиль по низкой цене. Чтобы зазвать покупателя, готовы и дорогу ему оплатить, если человек живет в другом городе. После этого он уезжает из салона не на дешевом авто, как планировал, а на дорогом, да еще и с кредитом на пару миллионов рублей.

Вторая проблема – навязанные допуслуги. Как-то человеку продали за 250 тысяч рублей три юридические консультации и компакт-диск с устаревшим сборником законодательства.

Третья проблема – ошибочное применение судами Закона о защите прав потребителей (но к этой проблеме мы вернемся позже).

Валентин Храпач, представитель «Объединения региональных автотранспортных предприятий и перевозчиков – Межрегионавтотранс»:

Однажды я стал свидетелем того, как используется хитрая схема продажи машин. Два официальных дилера предлагали автомобили известной европейской марки. У одного цена – 2 миллиона рублей, у другого – на 100 тысяч меньше. Второе предложение показалось выгодным, приехал посмотреть. Оказалось, что дешевле брать в базовой комплектации, но такие авто не продаются. А так машина дороже на 400 тысяч. При этом пообещали скидку в случае согласия на кредит, но проценты по нему высокие.

Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК:

Иногда даже официальные дилеры ведут себя как мелкие жулики, искусно манипулируя ценами на автомобили. Бывает, в договоре купли-продажи прописывают стоимость машины с условием, что человек оформляет кредит и страховку. А потом продавец обращается в суд и требует от потребителя доплаты за автомобиль, если тот отказался от страховки спустя время.

Раньше мошенники использовали мелкий шрифт в договорах, сейчас же есть и другие способы ввести в заблуждение покупателей. Изматывают человека, потом просят ознакомиться с договором и поставить подписи на пяти его экземплярах. Верхний прочитанный документ выбрасывают, а в остальных позже обнаруживаются иные цифры и условия. Либо могут стоимость автомобиля крупно прописать, а на другой странице указывают, что в сумму не включен НДС. Иногда эту страницу незаметно вставляют в договор уже после того, как покупатель его просмотрел.

Анатолий Петров, представитель МВД:

В интернете встречаются объявления о продаже машин по заниженным ценам. Человек приезжает в салон, но автомобиль ему не показывают до внесения предоплаты, а потом продают более дорогую машину или навязывают кредит. Покупатель догадывается об обмане только через несколько дней, и ему приходится просить о помощи правоохранительные органы.

Как правило, такие салоны не связаны с автопроизводителями или официальными дилерами и применяют серые схемы поставки машин. Договоры купли-продажи оформляются на фирмы-однодневки или организации с номинальными директорами.

Пиар-акция: обещание голодать у консульства Германии ради законного ремонта автомобиля

Антон Вуйма, блогер и пиарщик:

В 2010 году у меня сломался Volkswagen Touareg. Производитель предложил ремонт за 10 тысяч долларов, поскольку гарантийный срок закончился две недели назад. Конечно, меня это возмутило.

Я разослал пресс-релиз о том, что сделаю на Touareg надпись: «Заберите свое ведро с гайками», припаркую его около консульства Германии в Санкт-Петербурге и буду там голодать две недели. Через пару дней со мной встретились российские силовики и сказали, что я нехорошо поступаю с немцами. А позже мне позвонил представитель Volkswagen и предложил новый автомобиль. Я тогда поскромничал – попросил бесплатный ремонт, и в течение месяца мою машину починили. Но сейчас думаю – надо было брать новенький Touareg.

Станислав Сазонов, юрист:

У автомобилей есть срок службы – 10 лет. Потому даже после истечения гарантийного срока машину должны отремонтировать без пиар-акций, на что указано в пункте 6 статьи 19 Закона о защите прав потребителей.

Гамид Махаев, представитель Росстандарта:

К нам поступают обращения граждан, связанные с поломками. Если транспортные средства не соответствуют требованиям технического регламента, то мы просим представительства автопроизводителей или изготовителей организовать их добровольный отзыв.

Когда производитель сам обнаруживает в автомобилях недостаток, он разрабатывает программу мероприятий, чтобы предотвратить причинение вреда гражданам, и согласовывает ее с Росстандартом. Затем автовладельцы могут обратиться в любой дилерский центр для проведения бесплатных работ, запланированных производителем.

«Краснодарская схема»: суды + юристы + эксперты + потребители = преступная группа?

Наталия Старостина, руководитель московского отделения «Объединения потребителей России»:

Крупный скандал произошел в Краснодарском крае в 2019 году. Мировые автоконцерны – Kia, Hyundai, Volvo, Mercedes, Land Rover, General Motors – написали заявления о мошенничестве, будто бы прикрытом исками о защите прав потребителей. Мошенниками назвали сразу всех – покупателей, юристов, экспертов и краснодарских судей.

Дела были однотипные. Потребители обращались к юристам, когда сталкивались с недостатками в новых автомобилях и отказами в гарантийном обслуживании. Специалисты направляли в автосалоны претензии с предложением осмотреть машину в присутствии покупателя, юриста и эксперта. Но получали отказы или неразумное требование доставить автомобиль на осмотр из Краснодарского края в сервисный центр Московской области.

После этого юристы обращались в суды. Там назначалась экспертиза, которая подтверждала наличие существенных производственных недостатков. Поэтому суды принимали решения о расторжении договора купли-продажи, возврате денег за автомобиль, выплате компенсации морального вреда, неустойки и штрафа.

Когда в пользу покупателей было вынесено несколько десятков положительных решений, автоконцерны начали жаловаться на потребительский экстремизм в Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, ФСБ, Прокуратуру – куда только не обращались. Они утверждали, что в Краснодаре творится потребительский беспредел: с производителей требуют выплаты сумм, в несколько раз превышающих первоначальную стоимость автомобилей. В частности, их не устраивало, что неустойка взыскивалась якобы в полном объеме – 1% стоимости авто за каждый день просрочки. На самом деле суды примерно в 10 раз снижали неустойку – с 3 миллионов до 300–500 тысяч рублей.

Автопроизводители заявили, что в Краснодарском крае действует организованная преступная группа, и включили в нее потребителей, юристов, экспертов, судей. Покупателей назвали экстремистами только потому, что они успешно защищали свои права. По жалобам в судах провели служебные проверки, но нарушения не выявили.

Термин «потребительский экстремизм» начали использовать давно, еще лет 10 назад. Им прикрываются недобросовестные предприниматели, которые не хотят отвечать за свои недоработки. Причем термин этот провокационный и неправомерный. Понятие «экстремизм» закреплено в Законе о противодействии экстремистской деятельности. Он не имеет никакого отношения к покупателям, которые всего лишь реализуют свое законное право на судебную защиту.

К слову, сегодня защите прав потребителей уделяет внимание Роспотребнадзор. Не все знают, что сотрудники ведомства бесплатно помогают составлять претензии, иски и представляют в суде интересы граждан, которые имеют право на льготы (пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Закон защищает права потребителей, а суды – не всегда

Станислав Сазонов, юрист:

Мы живем в двух параллельных реальностях. Одна – замечательный Закон о защите прав потребителей, программы по защите прав покупателей Президента РФ, обоснованные решения Верховного Суда РФ. Другая – судебная практика в регионах, которая меняется от субъекта к субъекту.

Перечислю типичные нарушения, с которыми я как юрист часто сталкиваюсь.

1. В машине находят недостаток в первые 15 дней после покупки. По закону ее можно вернуть продавцу, но суды отказывают в таких исках.

2. Машину не отремонтировали за 45 дней или отказали в гарантийном ремонте. По закону ее можно вернуть, но суды и тут не удовлетворяют требования покупателей.

3. Суды неправильно ставят вопросы экспертам, не понимают предмет доказывания и путают основания для возврата автомобиля.

4. Суды заставляют покупателей доказывать, что они потребители, а не предприниматели и потому могут рассчитывать на применение Закона о защите прав потребителей.

5. Суды необоснованно снижают неустойки и штрафы.

Подробнее об этих нарушениях я рассказал в статье «Ошибочное толкование законодательства и связанные с этим проблемы».

Читайте также
Можно ли вернуть автомобиль в салон?
Возврат машины может оказаться даже выгодным. Если рыночная цена на такие авто поднялась, денег покупатель получит больше, чем заплатил. А если продавец еще и отказался их отдавать, выплатит автовладельцу 1% от стоимости машины за каждый день ожидания, штраф и компенсацию морального вреда
22 января 2021 Советы

Вопрос: как дойти до Верховного Суда, чтобы получить справедливое решение? Пока это почти невозможно. Более того, даже непонятно, что для этого нужно сделать. Закон ответа не дает.

Предлагаю ввести несколько правил.

1. Если жалобу участника спора как петицию подпишут, например, от 100 до 500 человек, то ее должен рассмотреть Верховный Суд.

2. Если на жалобе ставит резолюцию представитель Роспотребнадзора или прокуратуры, то она обязательно поступает в Верховный Суд.

3. Специальная коллегия по защите прав потребителей должна следить за соответствием судебных актов постановлениям Пленума Верховного Суда и его обзорам. Если обнаружено несоответствие, дело передается в Верховный Суд.

***

Комиссия Общественной палаты РФ готова рассмотреть предложения, направленные на повышение эффективности защиты прав потребителей. Свои тезисы до конца июня можно направить на электронный адрес редактора раздела «АГ-Эксперт»: onoprienko@advgazeta.ru.

Оноприенко Оксана

Мы стараемся быть интересными и полезными. Приглашаем вас в наш телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik