Творческий бизнес узаконят

«Без креативных индустрий нет счастья», – заявил начальник управления Президента России по общественным проектам Сергей Новиков. Законопроект о творческих индустриях, их поддержка и пути развития обсуждались с 3 по 7 июля на форуме «Российская креативная неделя»

Творческий бизнес узаконят

Траектории роста малого креативного бизнеса

Нужны ли предпринимателям меры государственной поддержки?

Взаимодействие органов власти и творческих предпринимателей в столице курирует Агентство креативных индустрий (АКИ). На форуме «Российская креативная неделя» генеральный директор агентства Гюльнара Агамова напомнила, что АКИ как институт развития креативного предпринимательства входит в структуру Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. Одной из его основных задач стала интеграция креативных индустрий в традиционный бизнес. Агентство является местом притяжения творческих предпринимателей и сборки идей для развития бизнеса, точкой входа в экспертное сообщество и инициатором мер поддержки. По словам Гюльнары Агамовой, реализация этих мер направлена на то, чтобы предприниматели зарабатывали.

Судя по реакции зала, желающие воспользоваться государственной помощью среди предпринимателей есть. А вот спикеры заняли иную позицию.

Своим опытом со слушателями поделился основатель группы компаний «Портновская мануфактура SHISHKIN» Дмитрий Шишкин: «Я ни одной формой поддержки не воспользовался. Не стоит ждать, что государство вам так поможет, что у вас всё само собой взлетит. Поддержать молодых, начинающих могут. Но институты власти не панацея».

Директор по развитию отеля «Голубино» в Архангельской области Анна Клепиковская придерживается похожего мнения: «Я не люблю вот это: “Какая поддержка вам нужна?” Мы не слабые, нам нужно сотрудничество». Она рассказала о создании рабочей группы при Правительстве Архангельской области: «Мы сотрудничаем с государством и видим, что конструктивные диалоги возможны». Совместно с властями решаются вопросы о качестве дорог (“дороги у нас ужасные”) и увеличении количества парковок (“к нам ведь приезжают автобусы с гостями”), земельные вопросы (“невозможно развиваться без банального понимания статуса земель”), вопросы организации площадок для отдыха и экологического просвещения (“мы работаем с заповедником”).

Что мешает развиваться креативному бизнесу?

Гюльнара Агамова уверена, что незнание трендов приводит к невозможности быть конкурентоспособным. А еще «мы ждем результата в короткие сроки», но нужно мыслить в долгосрочной перспективе.

Другие участники дискуссии вспомнили об иных барьерах: в нашей стране недостаточно высокий уровень жизни и плохие дороги, урбанизация мешает живому обмену идеями, затруднен доступ заказчиков к исполнителям.

«Много недобросовестных конкурентов. Мы и с рейдерскими наездами сталкивались, – рассказал о нынешних реалиях Дмитрий Шишкин и дал совет коллегам: – Стойкость и волю надо иметь, бороться, не давать себя в обиду».

Где искать возможности для роста?

От проблем участники дискуссии перешли к «точкам роста».

  • Необходимо формировать национальные тренды.
  • В каждом регионе нужно искать свои решения, а не бездумно переносить их из одного места в другое. Копирование приводит к утрате уникальности.
  • Надо задуматься о децентрализации производства. В каждом селе должны быть самобытные ресторанчики, магазины.
  • Пора вовлекать молодых людей в производство.
  • Важно сотрудничество креативного и традиционного бизнеса. Нужно больше коммуникационных площадок.
  • Будущее за интернетом вещей. 

Закрепление творческих индустрий в законодательстве

Создание единого правового пространства для развития креативных индустрий в России – еще один вопрос, который обсуждался на форуме.

Уже в этом месяце в Госдуму планируют внести законопроект о креативном предпринимательстве и творческих индустриях. Это подтвердил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко. По его словам, в большинстве экономически развитых стран доля результатов творческого труда в ВВП составляет около 10%, а в России не превышает 2,5%. Ожидается, что с принятием закона этот показатель увеличится.

Каким быть федеральному закону о креативных индустриях?

По словам директора Центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяны Абанкиной, креативные индустрии – это не только предпринимательство, связанное с производством товаров и оказанием услуг. Это гуманитарная экономика, направленная на создание ценностей и достижений. Причем креативная сфера подразумевает не одну отрасль – в нее входят кино, мода, архитектура, дизайн и многое другое. «Креативные индустрии разнообразны. Потому сейчас разработан беспрецедентный законопроект, который должен содержать модель управления совокупностью этих отраслей», – объяснила Татьяна Абанкина.

Закон о креативных индустриях по замыслу его разработчиков должен предусматривать базовые правила, применимые для всех направлений этой сферы. А особенности могут быть отражены в отраслевых актах. Об этом рассказала Майя Свистухина, генеральный директор Креативной лаборатории «Территория дизайна», член экспертного совета Центра современного искусства «Винзавод». Она объяснила, что основными принципами законопроекта являются универсальность и унификация: «Законопроект предусматривает общие нормы, включая подходы к креативной деятельности и терминологию». Если закон будет принят, то правовое закрепление получат такие понятия, как креативная индустрия, субъекты креативных индустрий, креативный кластер и др.

Вероятно, полномочия будут распределены между центром и регионами. «Уже сейчас в трех субъектах Российской Федерации действуют местные законы, регулирующие креативную сферу, – рассказала Майя Свистухина. – Они включают в себя разные направления творчества. В акте Новгородской области1 в перечень креативных индустрий входят не только традиционные направления, но и гастрономическая деятельность, новаторская деятельность в области спорта. В законе Ханты-Мансийского автономного округа2 тоже есть спорт. А в законе Самарской области3 таких направлений нет».

Этот подход должен сохраниться и после принятия закона о креативных индустриях. По словам Дениса Кравченко, нужно дать возможность регионам определять специализацию самостоятельно. Очевидно, что приоритеты на Чукотке будут отличаться от московских.

Что даст новый закон творческим индустриям?

Предполагается, что закон позволит получать поддержку от государства. Она важна для развития креативного бизнеса.

Во многих странах господдержка предусмотрена, есть специальные законы и профильные органы власти. Например, в Индонезии, представители которой участвовали в «Российской креативной неделе», создано Министерство туризма и креативной экономики, действует специальное законодательство в сфере креативных индустрий.

Парламентарии считают, что в России меры поддержки для малого и крупного бизнеса должны быть разными. «Крупные компании не могут претендовать на то, что предусмотрено для малого бизнеса», – уверен заместитель председателя Московской городской Думы Степан Орлов.

Создание комфортной правовой среды, усиление защиты прав авторов, увеличение инвестиций в креативную сферу – все это ожидается с принятием закона, по мнению директора форума Марины Абрамовой. При этом он не должен навредить тому, что уже работает.

Авторы: Оксана Скан и Оксана Оноприенко


1 Областной закон Новгородской области от 28 февраля 2023 г. № 280-ОЗ «О креативных (творческих) индустриях в Новгородской области».

2 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 июля 2020 г. № 70-оз «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

3 Закон Самарской области от 13 января 2022 г. № 8-ГД «О развитии творческих (креативных) индустрий в Самарской области».


Фото: фотобанк Freepik/@vector4stock