Вернут ли деньги по распоряжению правительства за сорванную из-за пандемии поездку?

Круг претендентов на компенсацию ограничили, но денежных средств все равно на всех может не хватить. На что рассчитывать туристам и как защититься от спекуляций нечестных туроператоров, чтобы получить деньги обратно?    

Вернут ли деньги по распоряжению правительства за сорванную из-за пандемии поездку?

4 апреля Правительство РФ распорядилось вернуть деньги за туры туристам, чьи поездки за границу должны были состоятся до 1 июня 2020 г., но сорвались из-за пандемии. Чтобы это было возможно, туроператорам предоставили право до 15 апреля текущего года подать заявку в объединение туроператоров выездного туризма и получить денежные средства из фонда персональной ответственности, которые они должны будут передать туристам1.

О том, с какими трудностями могут столкнуться туристы и как им защитить свои права, рассказали советник АБ «Инфралекс» Екатерина Калинина, юрист Эдуард Шалоносов и адвокат Адвокатской конторы № 16 «Нахимова и партнеры» Московской городской коллегии адвокатов Федор Коробков.

Что такое фонд персональной ответственности туроператора и хватит ли его средств для возврата денег всем туристам?

Федор Коробков рассказал, что после масштабной реформы туристического законодательства 2007 г. был введен институт финансового обеспечения деятельности туроператоров. Необходимость в лицензии для них отпала, но стало обязательным наличие договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии. Размер фингарантии постоянно увеличивался, но этого все равно не хватало для покрытия убытков туристов в случае прекращения деятельности туроператора. Поэтому в конце 2016 г. был введен такой механизм, как фонд персональной ответственности, и теперь он существует наряду с фингарантией.

Екатерина Калинина пояснила, что объединение туроператоров в сфере выездного туризма создает фонд персональной ответственности для каждого туроператора. Формируется он за счет ежегодных взносов туроператора2. Размер такого взноса равен 1% от совокупной стоимости туров, проданных за предыдущий год, а максимальный размер фонда должен составлять не менее 7% от этой стоимости. Создается фонд для выплаты туристам денежных средств в случае, если туроператор не исполнил свои обязательства и прекратил свою деятельность. Но в сложившейся ситуации средств фонда может не хватить для выплат всем туристам.

«У туристов могут возникнуть проблемы с получением компенсации, – согласился Эдуард Шалоносов. – Надо понимать, что на возмещение стоимости туров может быть направлено максимум 30% средств фонда, остальное сохранится на случай банкротства туроператора. После использования средств фонда туроператор со временем обязан будет его пополнить, поэтому, возможно, не каждый туроператор воспользуется своим правом на получение денежных средств».

Федор Коробков добавил, что у каждого туроператора разные суммы в фонде персональной ответственности. Информация о размере резерва указана в Реестре туроператоров на сайте Федерального агентства по туризму.

Какую сумму должен вернуть туроператор?

Екатерина Калинина объяснила, что распоряжение правительства принято во исполнение новой ст. 11.8 Закона об основах туристской деятельности в РФ3. В этой статье указано, что в случае принятия решения о возврате туристам денег из средств фонда персональной ответственности туроператора он обязан вернуть полную стоимость поездки тем, чье путешествие еще не началось, и часть стоимости, пропорционально стоимости неоказанных услуг, тем туристам, которые находятся в путешествии.

«Многие туроператоры предлагают туристам перенести даты поездки или оставить уплаченные денежные средства на депозите по выгодному обменному курсу. Такая мера поможет туроператорам избежать массовых выплат, которые могут привести к банкротству, – рассказала Екатерина Калинина. – Эту проблему понимают и в правительстве. 7 апреля было издано распоряжение о выделении Ростуризму из резервного фонда правительства бюджетных ассигнований до 3,5 млрд руб. для предоставления субсидий туроператорам в целях выполнения ими своих обязательств перед туристами и возврата их на родину4».

Эдуард Шалоносов напомнил о содержании ст. 14 Закона об основах туристской деятельности в РФ. Если турист не воспользовался туром из-за обстоятельств, которые стали причиной угрозы безопасности его жизни и здоровью в зарубежной стране, и эти обстоятельства подтверждены решениями госорганов, то он может претендовать на возврат денежной суммы, равной цене турпродукта, а после начала путешествия – части суммы в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

«Наверняка найдутся туроператоры, которые попытаются спекулировать на распоряжении правительства и доверчивости граждан, – предположил юрист и привел пример возможной ситуации: – Туроператор обращается с заявлением о предоставлении ему доступа к денежных средствам фонда персональной ответственности. После их получения он не торопится возвращать деньги туристам, ссылаясь на то, что правительство не определило порядок выплаты».

Эдуард Шалоносов предупредил, что туристу нужно быть крайне внимательным при подписании документов, чтобы вместе с заявлением на выплату средств из фонда не подписать соглашение о депозите или переносе сроков тура, не желая того. Например, туристу предлагают получить 7 тыс. руб. из фонда персональной ответственности, а в заявлении указано, что он согласен на перенос этой суммы на депозит туроператора.

Как будут возвращать деньги?

Эдуард Шалоносов отметил, что согласно ст. 19 Конституции все равны перед законом, а значит, выплаты должны распределяться между туристами без установки приоритетности, если иной порядок не предусмотрен в распоряжении правительства, а он в документе не определен.

Екатерина Калинина подтвердила, что порядок и условия возврата денег туристам должно устанавливать правительство5, однако в распоряжении они не определены. Она предположила, что правила будут обнародованы в ближайшее время.

По ее словам, в настоящее время сроки возврата денежных средств ни в законодательстве, ни в типовых договорах с туроператорами и турагентами не урегулированы. На практике суды часто указывают на 10-дневный срок, установленный ст. 31 Закона о защите прав потребителей, несмотря на то что формально он должен применяться только при отказе заказчика от исполнения договора в случае нарушения сроков оказания услуг или в связи с недостатками услуги6. Однако многие туроператоры не соблюдают этот срок и возвращают деньги туристам в течение 2–6 месяцев, ссылаясь на отсутствие денежных средств.

Федор Коробков посоветовал для получения оперативной информации о порядке возврата денежных средств следить за сообщениями Федерального агентства по туризму, Турпомощи и поддерживать связь со своим туроператором.

Что делать, если туроператор не вернул деньги?

Федор Коробков напомнил, что если туристу будет отказано в выплате денежных средств из фонда, то он может обжаловать этот отказ в судебном порядке.

Эдуард Шалоносов добавил, что если туроператор добровольно не удовлетворит требования туриста, то последний имеет право требовать выплаты неустойки, которая может быть равна стоимости тура7.

Екатерина Калинина еще раз обратила внимание на то, что каждый туроператор обязан заключить договор страхования своей ответственности или получить банковскую гарантию8. Это позволяет туристам в случае невыполнения обязательств туроператором и прекращения им своей деятельности вернуть деньги, уплаченные за услуги, которые оказаны не были, и получить выплату в возмещение ущерба, например для компенсации расходов, возникших в связи с эвакуацией.

Оноприенко Оксана


1 Распоряжение Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. № 894-р.

2 Статья 11.6 Закона об основах туристской деятельности в РФ.

3 Статья 11.8 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» была внесена Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4 Распоряжение Правительства РФ от 7 апреля 2020 г. № 909-р.

5 Статья 11.8 Закона об основах туристской деятельности в РФ.

6 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 г. по делу № А43-8230/2012, Апелляционное определение Воронежского областного суда от 19 февраля 2019 г. по делу № 33-1005/2019.

7 Пункт 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

8 Статья 17.1 Закона об основах туристской деятельности в РФ.