Авто из салона – и чтобы без обмана
Планируете приобрести новый автомобиль? Чтобы не обманули, будьте внимательны при выборе автосалона, заключении договора и приемке машины
В интернете много статей с советами для покупателей автомобилей. Я же поделюсь опытом, который получил, пока работал с автодилерами. Процесс приобретения автомобиля в салоне можно условно разделить на три этапа. Остановимся на каждом из них подробнее.
Первый этап: выбор автосалона
Это важный этап, поскольку на автомобильном рынке все еще присутствует сектор недобросовестных спекулянтов. Наверное, у каждого есть знакомый, которому по телефону предлагали купить автомобиль по привлекательной цене, гораздо ниже рыночной. Но при посещении автосалона выяснялось, что заманчивая стоимость – всего лишь способ заманить клиента. Часто человек после этого приобретает машину по цене существенно выше рыночной и на кабальных кредитных условиях.
При покупке нового автомобиля предпочтение следует отдавать официальному дилеру производителя. В случае его недобросовестного поведения и наличия у покупателя обоснованной претензии производитель встанет на сторону потребителя и обяжет дилера выполнить свои обязательства. Существует такое понятие, как «степень удовлетворенности клиента». Это один из показателей, который отслеживают на разных этапах своего взаимодействия дилер и производитель. Дилеры дорожат своими позициями в отношениях с производителем, поэтому исполнят его требования.
Поиск официального дилера не составит большого труда. Заходим, к примеру, на сайт ООО «Фольксваген Групп Рус» (представитель Volkswagen, AUDI, Skoda, Porsche, Bentley и других в России) и выбираем дилера в своем регионе. Хотя и тут остаются риски, но об этом дальше.
Второй этап: подбор модели, комплектации автомобиля и заключение договора
Со мной могут не согласиться покупатели, отдающие предпочтение эксклюзивной комплектации, тем не менее совет такой: приобретайте автомобиль, который уже имеется в наличии. Дилеры их называют «выкупленные» или «автомобили с ПТС». Обычно предварительно выкупают у производителя транспортные средства, которые расходятся как горячие пирожки: WV Polo, Kia Rio и др. И все же наличие большого парка автомобилей говорит о финансовой устойчивости и надежности дилера.
Какие на этом этапе возможны риски? Чаще дилерское соглашение с импортером или производителем предусматривает 100%-ную предоплату за заказанный автомобиль. В условиях тяжелого финансового положения даже официальные дилеры не брезгуют распорядиться деньгами клиента так, чтобы закрыть ими свои операционные расходы. В итоге – задержка сроков поставки, изменение комплектации (например, производитель может снять с производства классическую автоматическую коробку передач, заменив ее роботизированной) и прочие сопутствующие проблемы. Напомню, что подобные манипуляции привели к краху нескольких известных грандов дилерской сети Москвы в 2016–2018 гг.
Конечно, законодательство здесь на стороне потребителя. Но судебные процессы и отсутствие нового автомобиля – не самый приятный результат. И хорошо, если покупатель получит свои деньги обратно хотя бы на стадии исполнительного производства. А ведь возможен и более печальный исход – банкротство дилера. Возврат денежных средств в этом случае сомнителен.
Если вы все же хотите рискнуть и приобрести автомобиль «под заказ», помните: нужно внимательно читать договор. В нем полностью должна быть расшифрована комплектация автомобиля, сокращения вроде «комплектация 1 или 2» недопустимы. Желательно, чтобы стоимость автомобиля не была плавающей, привязанной к событию или валюте. Также должны быть четко определены сроки поставки. При необходимости просите внести изменения в договор купли-продажи – чаще дилеры на это идут. Лучше потратить один-два дня на согласование удобных для вас условий, чем полгода – на судебные процессы.
Третий этап: приемка автомобиля
Не всегда покупатели внимательны на этом этапе, а зря. Ведь даже новый автомобиль может иметь следы ремонта. У меня в практике был случай, когда в выставочном зале официального дилера элементы оформления помещения упали с потолка на дорогой автомобиль, повредив лакокрасочное покрытие в нескольких местах. Он был отправлен на покраску и позже продан. Думаю, собственник этого автомобиля был удивлен, когда следующий покупатель сообщил ему о наличии покрашенных деталей.
Представители автосалона должны предоставить вам возможность полностью осмотреть автомобиль и проверить его комплектацию. Нередко они сами предлагают необходимое оборудование, например толщиномер лакокрасочного покрытия. Все, что можно посмотреть и посчитать, нужно проверить именно в автосалоне. После подписания акта приема-передачи автомобиля не получится доказать, что, например, в нем не было задних ковриков или минимального набора инструментов. Отстоять свои права можно будет только в случае выявления скрытых недостатков.
Особое внимание нужно уделить всем номерам и маркировкам: VIN, номер двигателя, кузова, маркировки на стеклах и т.д. Они должны соответствовать указанным в документах. В противном случае вы рискуете забрать отремонтированный автомобиль с замененными агрегатами, деталями и пр. Впоследствии это может затруднить регистрационные действия.