Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

ЧОП или трудовик на пенсии: кто отвечает за школьную безопасность

Пора всерьез задуматься о безопасности в российских образовательных учреждениях. Это подтвердил очередной трагический случай – в сентябре психически больной мужчина открыл стрельбу по ученикам и педагогам школы в Ижевске. Он не прятался и не притворялся родителем, просто зашел в здание в балаклаве с оружием в руках. Разберемся, как регулируется школьная безопасность и что помогло бы избежать подобных трагедий

ЧОП или трудовик на пенсии: кто отвечает за школьную безопасность
Сфера.jpeg.jpg

В школу проникают посторонние

26 сентября 2022 г. стрелка школьных часов едва перевалила за отметку 11 – для первой смены это время третьего урока. Тогда и раздались выстрелы. Первым погиб охранник на входе, следом за ним – второй сотрудник ЧОП, обеспечивавший безопасность. Эту информацию подтвердил глава Удмуртии Александр Бречалов.

Около 11:20 сообщения о стрельбе в ижевской школе появились в средствах массовой информации, а к зданию уже стягивались спецслужбы. Стрелок в этот момент ходил по коридорам, хладнокровно паля из оружия во всех, кого встречал на пути. Дети в панике выпрыгивали в окна, а он ломился в закрытые кабинеты. Мужчина был вооружен двумя травматическими пистолетами, переделанными под боевые патроны.

И это не первый подобный инцидент. В апреле 2022 г. житель Ульяновской области во время тихого часа ворвался в детский сад в поселке Вешкайма и открыл стрельбу из ружья ИЖ-27. Убив двоих детей и няню, он покончил с собой. Мужчина также был психически нездоров.

Массовое убийство в казанской гимназии № 175 произошло 11 мая 2021 г. Охранника в школе не было, поэтому нападавший почти беспрепятственно проник в здание. Камера видеонаблюдения зафиксировала, как стрелок поднимался по ступенькам с дробовиком. После взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали. Мужчину задержали.

Все эти трагедии похожи: либо охрана не успевала среагировать, либо ее вовсе не было на месте.

В конце сентября заместитель председателя Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заявил о несовершенстве законодательства в области работы частных охранных предприятий (ЧОП). По его словам, сегодня в регионах в охране работают без лицензии и специальной профессиональной подготовки. Нередко на пост охранников идут пенсионеры или бывшие педагоги предпенсионного возраста – трудовики и физруки.

«Для школьной охраны есть четко разработанный протокол. Пока один, охраняющий школу по внешнему периметру, блокирует преступника, второй жмет тревожную кнопку в здании школы. И где эта кнопка – не должен знать никто, кроме него. Через пять минут после его сигнала должна подоспеть группа быстрого реагирования. В Москве эта система работает хорошо, а вот в регионах такие требования внедряются очень медленно», – рассказал депутат.

Несовершенство и незнание законодательства мешает защитить детей и их учителей

Как должна быть организована охрана образовательных учреждений?

В сентябре 2019 г. введен в действие ГОСТ Р 58485-2019 «Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций». По словам адвоката, управляющего партнера Адвокатского бюро Москвы «Матюнины и партнеры» Олега Матюнина, самые острые вопросы разработчики этого документа обошли стороной.

Например, пункт «Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных с защитой жизни и здоровья граждан». Олег Матюнин считает, что это спорная формулировка. Она как бы отрицает, что охранные услуги направлены на защиту жизни и здоровья граждан. Но ведь ученики, учителя и другие сотрудники образовательных учреждений – граждане, и охрана организуется, чтобы защитить их жизни и здоровье.

ГОСТ рекомендует уполномоченным лицам от охранной и образовательной организаций перед началом оказания услуг проводить обследование объекта. «На мой взгляд, слово “рекомендуется” разумнее заменить на “необходимо”. Как сказано в стандарте, он “устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности”. А раз стандарт устанавливает требования, превращать его положения в рекомендации нелогично, тем более когда речь идет о безопасности», – уверен Олег Матюнин.

В стандарте и утвержденной им типовой должностной инструкции охранника не сказано, какие спецсредства и оружие должны быть у него при себе. Лишь отмечено, что охранник вправе «применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации».

«Следовало бы закрепить требования к экипировке охранника. Вместо этого установлено, что требования к форменной одежде отражаются в акте обследования, но его составление “рекомендовано”, т.е. необязательно», – отметил Олег Матюнин.

Он добавил, что порядок действий охранника в чрезвычайных ситуациях рекомендуется прописать в отдельной инструкции. Но эта формулировка в сочетании с другими дает повод не составлять никакие инструкции и вообще не регламентировать действия охранника в чрезвычайных ситуациях.

Меры обеспечения безопасности перечислены в Письме Минобрнауки от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации»:

  • наличие периметрального ограждения и освещения территории;
  • обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
  • наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной и тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
  • оборудование здания входными дверями, позволяющими обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних;
  • наличие служебной документации, которая обеспечивает пропускной, внутриобъектовый режим и отражает информацию о проведении с персоналом занятий, посвященных действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; наличие соответствующих инструкций для персонала;
  • определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите учреждения.
Читайте также
Кто ответит за травмы школьника?
За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?
19 августа 2019 Советы

Как обеспечивают безопасность в школах на самом деле?

Школьное руководство привлекает частные охранные организации для обеспечения безопасности и порядка на территории. Однако, как показывает практика, эти меры бывают неэффективны. Более того, при их реализации возникает немало проблем.

«Например, охранник наделен правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Но в ст. 18 Закона “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” установлено ограничение: запрещается применять огнестрельное оружие, специальные средства и физическую силу в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден для охранника. Исключением являются случаи, когда эти граждане оказали вооруженное сопротивление, совершили вооруженное или групповое нападение, угрожавшее жизни охранника или охраняемому имуществу. Также ограничение работает при значительном скоплении людей, когда от указанных действий охранника могут пострадать посторонние», – пояснила доцент Департамента международного и частного права Финансового университета при Правительстве РФ, к.ю.н. Александра Зарина.

По ее словам, применение охранником физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия с превышением своих полномочий может повлечь привлечение его к ответственности. При этом обычно сотрудники ЧОПов не знают законодательство, в том числе уголовное, например ст. 37, 39 УК РФ о причинении вреда в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. Поэтому при возникновении опасности они не успевают сориентироваться.

Как исправить ситуацию?

Александра Зарина уверена, что для эффективной охраны школ необходимо: повысить профессиональную грамотность сотрудников частных охранных предприятий и вневедомственной охраны Росгвардии; разработать локальные нормативные акты ЧОПов с учетом повышенных требований по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан в образовательных учреждениях; создать методические рекомендации для сотрудников ЧОПов и определить в них порядок действий в кризисных ситуациях.

«Пока вопросы безопасности в школах не проработаны законодателями детально, особенно в регионах, риск возникновения ЧП остается. В некоторых субъектах России инициативу в свои руки берут губернаторы. Например, в Кирове 36 школ из 59 заключили договоры с ЧОПами и наняли на работу профессиональных охранников. Средства на это выделили из бюджета области», – резюмировала Александра Зарина.

Материал юридического портала «Сфера». Другие актуальные материалы вы можете найти в ленте новостей портала.

Фото: фотобанк Freepik/@macrovector

Читайте также: