Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Что такое арт-вандализм и сколько придется заплатить за испорченного Ван Гога?

Десятки нападений на шедевры мирового искусства произошли за последние месяцы в крупнейших музеях планеты. Вандалы бросали торт в «Мону Лизу», выливали клей на «Весну» Боттичелли, а на «Подсолнухи» Ван Гога – томатный суп. Свои действия экоактивисты объясняли необходимостью привлечь внимание к проблемам экологии. Разбираемся, при чем тут картины и какая ответственность предусмотрена за повреждение полотен и монументов с вековой историей

Что такое арт-вандализм и сколько придется заплатить за испорченного Ван Гога?
Сфера.jpeg.jpg

Активизм со вкусом во Франции, Великобритании и Германии

29 мая в Париже посетитель Лувра бросил торт в картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», или «Джоконда». Чтобы подойти к полотну поближе, он замаскировался под пожилую женщину-инвалида – люди с ограниченными возможностями могут смотреть на некоторые экспонаты вблизи.

Под седым париком скрывался молодой мужчина, назвавший себя экоактивистом. Сперва, утверждают очевидцы, он пытался разбить стекло, которое защищало полотно, но усилия оказались напрасны. Тогда вандал размазал по поверхности торт, разбросав вокруг лепестки роз. «Есть люди, которые пытаются уничтожить Землю. Подумайте о Земле! Вот почему я это сделал», – кричал активист, пока полиция выводила его из зала.

За этим инцидентом последовали другие «перформансы». В Великобритании экоактивисты организации Just Stop Oil атаковали художественную галерею и музей Келвингроув в Глазго, галерею Курто в Лондоне и Манчестерскую художественную галерею. В лондонской Национальной галерее пострадали «Подсолнухи» Ван Гога, а спустя несколько дней группировка Letzte Generation напала на «Стога» Клода Моне в потсдамском Музее Барберини – картину облили картофельным пюре.

«Если бы подобное произошло в России, злоумышленнику скорее пришлось бы компенсировать расходы на очистку картины. И еще суд мог бы назначить штраф или другое, более серьезное наказание», – поясняет к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор ООО «Правовой альманах» Оксана Васильева.

Активисты выбирали полотна, которые находились под защитным стеклом, чтобы не причинить им серьезный ущерб. Может, это оправдывает их с моральной точки зрения, но с правовой – никак.

Вековой арт-вандализм – от Эфеса до Петербурга

Мировая история называет первым арт-вандалом Герострата, который сжег в 356 г. до нашей эры храм Артемиды в Эфесе, чтобы обессмертить свое имя. С тех пор многие пытались войти в историю искусства подобным образом.

В современном Петербурге, который по праву можно назвать крупнейшим центром отечественной и мировой культуры, акты арт-вандализма не редкость. Нападения совершали и в Летнем саду, и в парках Петергофа, и даже в Эрмитаже. Один из излюбленных предметов вандалов в Северной столице – барельефы русалок на Садовой улице. Им заклеивали рты, делали макияж и подрисовывали слезы. Некоторые даже назвали это современным искусством.

Увековечить имя или получить срок

В России существует несколько видов ответственности за порчу произведений искусства.

Во-первых, гражданско-правовая ответственность. Вредителя обяжут возместить ущерб.

Во-вторых, административная ответственность. Статья 7.14.1 КоАП РФ предусматривает крупные штрафы за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия и объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения.

В-третьих, уголовная ответственность. Часть 1 ст. 243 УК РФ предусматривает наказания за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия и объектов, взятых под охрану государства, природных комплексов и культурных ценностей:

  • штраф до 3 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до 3 лет;
  • или обязательные работы на срок до 400 часов;
  • или принудительные работы на срок до 3 лет;
  • или лишение свободы на срок до 3 лет.

Часть 2 ст. 243 УК РФ предусматривает наказания за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, которые считаются особо ценными или включены в Список Всемирного наследия, а также историко-культурных заповедников, музеев-заповедников и объектов археологического наследия:

  • штраф до 5 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до 5 лет;
  • или обязательные работы на срок до 480 часов;
  • или принудительные работы на срок до 5 лет;
  • или лишение свободы на срок до 6 лет.

Вид ответственности будет зависеть от причиненного ущерба, который оценит эксперт.

Например, охранника «Ельцин-центра» Александра Васильева, который нарисовал глаза абстрактным фигурам на картине Казимира Малевича, приговорили к 180 часам обязательных работ и принудительному лечению у психиатра. Игоря Подпорина, который в мае 2019 г. в состоянии алкогольного опьянения повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный» (холст оказался разодран в трех местах), приговорили к 2,5 года колонии общего режима, а Третьяковская галерея подготовила иск на 20 млн руб.

Какими бы мотивами ни руководствовался человек, посягнувший на творение, – привлечь внимание к проблемам экологии, указать на ошибки власти или «осовременить» историческое полотно, – это все равно намеренное осквернение произведения искусства, за которое придется отвечать.

Материал юридического портала «Сфера». Другие актуальные материалы вы можете найти в ленте новостей портала.


Фото: фотобанк Freepik/@katemangostar

Читайте также: