Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Как получить обратно деньги при возврате абонемента фитнес-центра?

Права клиентов фитнес-клубов нередко нарушаются. По договору цена первых тренировочных месяцев может составлять больше 70% стоимости абонемента, а последние месяцы будут стоить копейки. На месте фитнес-клуба может появиться новый, а клиент рискует лишиться возможности посещать тренировки по своему абонементу

Как получить обратно деньги при возврате абонемента фитнес-центра?

После публикации статьи «Если фитнес-клуб не оправдал ваших ожиданий» у читателей возникло много вопросов о том, как вернуть абонемент фитнес-центра и получить обратно деньги.

В статье речь шла о том, что клиент имеет право в любой момент отказаться от услуг фитнес-центра без объяснения причин, и ему должны вернуть деньги за неиспользованное время занятий (ст. 32 Закона о защите прав потребителей). Включение в договор условия о штрафе за его расторжение или о невозможности его расторгнуть ранее определенной даты является нарушением прав клиента (ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Даже если такие условия включены в договор, клиент может смело требовать возврата средств. В случае отказа следует обращаться в суд: эти условия договора он признает ничтожными как противоречащие закону.

«Купил абонемент в фитнес-клуб на год. В договоре сказано, что деньги, возвращаемые при расторжении договора, считаются по формуле. И по ней выходит, что чем позднее расторгаешь договор, тем меньше денег вернешь. То есть через неделю – 99%, через полгода – не 50%, а около 25%, через 10 месяцев – 7%. Можно ли оспорить это условие договора, чтобы размер возвращаемой суммы был пропорционален оставшемуся времени?»

Недобросовестные организации часто включают подобные положения в договоры с клиентами. Однако они незаконны и могут быть оспорены в суде.

Право клиента отказаться от исполнения заключенного договора при условии возмещения понесенных организацией расходов предусмотрено ст. 32 Закона о защите прав потребителей. При этом, согласно судебной практике, организация обязана вернуть клиенту денежные средства за оплаченные, но неоказанные услуги.

Условия договора, описанные в вопросе читателя, лишают его права вернуть деньги за неиспользованные тренировки в случае расторжения договора, а значит, ставят его как потребителя в менее выгодное положение, нежели предусмотрено законом. Включение в договор таких условий запрещено ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Подобные действия организации могут повлечь для нее обязанность возместить убытки, которые понес клиент из-за этих условий, а также наложение административного штрафа от 10 до 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

Поскольку такие положения договора ущемляют права клиента и являются недействительными, вернуть деньги можно будет за все неоказанные услуги за вычетом фактических расходов фитнес-центра, которые он должен подтвердить, вне зависимости от установленного в договоре порядка его расторжения. Клиенту следует настаивать на возврате денежных средств за неоказанные услуги пропорционально оставшемуся периоду действия абонемента. При отказе фитнес-центра он вправе обратиться в суд.

«Как быть в ситуации, когда, допустим, годовой абонемент стоит 20 тыс. руб., из которых 18 тыс. руб. – услуга по оформлению договора или выпуску карты?»

При расторжении договора по собственной инициативе клиент обязан возместить фитнес-центру фактически понесенные расходы (ст. 32 Закона о защите прав потребителей). Однако, как показывает практика, суд признает право организации на возмещение таких расходов, только если она сможет обосновать, что они действительно были произведены, и представит документальные доказательства в подтверждение своей позиции.

Очевидно, что оформление типового договора или выпуск карты не может стоить больше, чем основные услуги фитнес-центра. И доказать обратное в суде организации вряд ли удастся. Кроме того, она должна продемонстрировать суду, что расходы понесены именно в связи с исполнением обязательств по договору с данным клиентом, а не по другим обязательствам. То есть фитнес-центр не может обосновать большие расходы, к примеру, тем, что привлекал внешнего юрисконсульта для разработки шаблона договора, или необходимостью выплачивать зарплату администратору, который заполнял договор.

«Расчет при возврате денег за оставшиеся тренировки должен производиться с учетом скидки на абонемент или пересчитают остаток как разовые посещения?»

Скидка будет учитываться, поскольку расчет подлежащих возврату средств осуществляется исходя из суммы, уплаченной клиентом по договору и отраженной в документах об оплате, а не на основе прейскуранта фитнес-центра.

«В каких еще случаях применимо правило о возможности расторжения договора и возврате денежных средств за неоказанные услуги? Например, можно ли получить обратно деньги за курсы иностранного языка, если в договоре прописано условие о невозможности возврата?»

Условия о невозможности расторжения договора по инициативе клиента и возврата уплаченных средств за непредоставленные услуги незаконны (ст. 16, 32 Закона о защите прав потребителей). Этот вывод применим к любой ситуации оказания услуг потребителю, в том числе к курсам иностранного языка.

«Получится ли вернуть деньги за оставшиеся тренировки, если через месяц после покупки абонемента фитнес-клуб переименовали?»

Прежде всего нужно разобраться, что значит «фитнес-клуб переименовали»? Возможны четыре разные ситуации, каждую из которых в обиходе называют переименованием. При этом только в трех случаях изменения, произошедшие в фитнес-центре, не затрагивают права и обязанности клиентов. Потому после смены названия следует узнать, о какой из ситуаций идет речь.

1. Ребрендинг фитнес-центра.

Это смена коммерческого обозначения, т.е. «наименования», используемого в бизнесе. Одновременно могут измениться дизайн, оформление помещений, рекламная продукция. При этом официальные реквизиты организации остаются прежними. Ребрендинг не сказывается на обязательствах фитнес-центра перед клиентами.

2. Изменение официального наименования фитнес-центра, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц, без реорганизации компании.

В этом случае во всех оформляемых впоследствии документах фитнес-центра будет фигурировать новое название. Однако такое изменение также не оказывает влияния на обязательства фитнес-центра перед клиентами. При обращении в суд по причине неисполнения фитнес-центром своих обязательств клиенту следует указывать в исковом заявлении и сопутствующих документах новое наименование организации.

3. Реорганизация фитнес-центра.

Это преобразование организации, в результате которого возникают одна или несколько новых компаний. В таком случае происходит правопреемство, т.е. права и обязанности фитнес-центра остаются прежними и передаются новой организации.

Поскольку обязательства по договору сохраняются, при необходимости его расторгнуть клиент сможет обратиться с требованиями к новой компании или с иском в суд. Главное – правильно определить правопреемника или новую организационно-правовую форму (например, было ООО, а стало АО) и наименование фитнес-центра, если реорганизация прошла в форме преобразования. Также важно указать в заявлениях актуальные реквизиты организации.

4. Закрытие обособленного подразделения или ликвидация организации и открытие нового фитнес-центра в тех же помещениях.

Такая ситуация может выглядеть как смена наименования фитнес-клуба. Особенно если новый фитнес-центр по договоренности с прежним предлагает клиентам и дальше посещать тренировки по купленным ранее абонементам. В действительности эта ситуация существенно отличается от описанных выше, поскольку формально правопреемства в таком случае не происходит. Обязанности одного фитнес-центра перейдут к другому, только если между ними будет заключено соглашение. Однако такой переход возможен только с согласия клиента (п. 2 ст. 391 Гражданского кодекса). Поэтому он должен быть извещен об этом. Если же один фитнес-центр был сменен новым без пояснений клиентам – скорее всего, соглашения о переходе обязательств организации не заключали.

Тогда клиенту следует как можно быстрее получить в новом фитнес-центре или из открытых источников информацию о том, что произошло со старой организацией. Затем нужно обратиться к фитнес-центру, с которым заключен договор, с требованием о его расторжении и возврате денег за оплаченные, но неоказанные услуги.

Если новый фитнес-центр предлагает посещать тренировки по имеющемуся абонементу, надо потребовать оформления соглашения о переходе обязательств между организациями. В случае отказа можно, конечно, просто воспользоваться предложением и ходить на занятия по абонементу, как прежде. Но следует помнить о рисках, связанных с отсутствием договорных отношений между клиентами и новым фитнес-центром. Однажды ведь могут и не пустить на тренировки по старому абонементу.

Читайте также: