Каршеринг: актуальные проблемы водителей

Сколько придется заплатить за свою или чужую ошибку? Повреждение и загрязнение машины, нарушение ПДД и неправильная парковка, курение в салоне и передача права управления автомобилем другому человеку – поездка может оказаться недешевой

Каршеринг: актуальные проблемы водителей

Как устроен каршеринг в России?

Каршеринг – это аренда автомобиля у профильных компаний. Первый оператор каршеринга в нашей стране появился в 2012 г. Это был Anytime. В данный момент организаций, предоставляющих такие услуги, множество, и их количество растет. У водителей есть возможность взять в аренду любой автомобиль, от машины эконом-класса до внедорожника, и даже грузовик или микроавтобус.

Условия получения этих услуг просты: на смартфон или планшет установите приложение оператора каршеринга, внесите данные из документов, удостоверяющих право управлять автомобилем, и информацию о банковской карте в подтверждение платежеспособности. Готово – вы заключили пользовательский договор.

Машина нужна прямо сейчас? Определяете место, где хотите забрать автомобиль, проверяете его наличие, бронируете – и в путь.

Тарифы на такие услуги в Москве – от 4 до 9 руб. за минуту.

Могут ли выставить счет за ущерб, нанесенный автомобилю другим водителем?

Водители нередко возвращают арендованные машины с повреждениями – царапинами и вмятинами, подменяют аксессуары в салоне авто и т.д.

Обычно оператор дает арендатору около 5 минут для осмотра автомобиля. Сделать это нужно обязательно. Проверьте наличие запасного колеса и домкрата. Зафиксируйте на фото или видео состояние автомобиля, в том числе нижней части порогов, бамперов и днища. Необходимо сфотографировать каждый недостаток, вплоть до загрязнения салона и отсутствия ковриков.

Обнаружили повреждения автомобиля или отсутствие комплектующих – сообщите об этом оператору в момент начала аренды. После использования автомобиля нужно предупредить оператора об отсутствии новых повреждений и зафиксировать его состояние. В этом случае не придется компенсировать ущерб, нанесенный автомобилю другим водителем.

Что будет, если я верну поврежденный или грязный автомобиль?

Если автомобиль поврежден по вашей вине, вы должны будете оплатить ремонт. Кроме того, оператор может предусмотреть штраф или компенсацию. Подход к их начислению в каждой компании свой. Денежная компенсация может подразумевать возмещение убытков, связанных с тем, что компания не получала прибыль, пока автомобиль чинили.

Если вы загрязнили салон, то за собой нужно будет убрать. Обычно это предусмотрено правилами оператора. Предполагается, что арендатор изучил условия договора и согласился с ними. Если вы проигнорируете это правило, то следующий водитель может сообщить о загрязнении оператору, и на вас наложат штраф. Более того, водитель может отказаться от использования грязного автомобиля, а значит, компания недополучит прибыль и будет вправе требовать от вас уплаты гораздо большего штрафа. В этом случае вам придется оплатить уборку или химчистку салона – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; приезд сервисного водителя компании для организации уборки автомобиля – заработная плата или стоимость данной услуги; возместить убытки в связи с отказом от использования автомобиля следующим водителем – от 4 до 9 руб. за минуту.

Автомобиль вышел из строя в пути. Что делать?

Если вы не нарушали правила эксплуатации машины – прогрели двигатель, перемещались без наезда на препятствия, и автомобиль сломался не по вашей вине – решать проблему вы не обязаны.

По возможности зафиксируйте на фото или видео состояние автомобиля и через приложение сообщите о поломке оператору. Вам предложат варианты решения проблемы. Какими они могут быть?

  • Вы можете закрыть автомобиль, отправиться по своим делам и заочно ожидать информации о причинах и последствиях поломки. К этому варианту придется прибегнуть в случае, если специалисты не могут прибыть оперативно или требуется диагностика состояния машины. Если другие водители этого автомобиля сталкивались с аналогичными проблемами – скорее, причиной поломки стали не ваши действия.
  • Можно дождаться сервисных работников компании и убедиться в выявленных причинах поломки.

Если будет установлена ваша вина в поломке автомобиля, вам вручат документы по диагностике неисправностей или ознакомят с ними. При предъявлении вам претензий вы вправе самостоятельно произвести оценку причин поломки. Это возможно, поскольку при использовании автомобилей арендаторами осуществляется постоянный мониторинг их датчиков и уровня технических жидкостей, а вы имеете право на получение от компании данных о состоянии и скорости движения автомобиля под вашим управлением.

Должен ли водитель платить за неправильную парковку?

За оставление арендованного автомобиля в неположенном месте водителю придется оплатить его эвакуацию и хранение на штрафстоянке. Также на него наложат административный штраф, а оператор – еще и штрафные санкции согласно условиям договора, так как для вызволения автомобиля будут привлечены сервисмены компании, и к тому же она не получит возможную прибыль от его аренды в период эвакуации. Эти условия детально прописываются в правилах использования сервиса каршеринга.

Штраф за неправильную остановку или стоянку составляет от 750 руб. (со скидкой) до 5 тыс. руб. (на местах, отведенных для инвалидов). Эвакуация и хранение в Москве обойдутся в 2250 руб. и выше. В каждый последующий день начиная со второго будет начисляться от 375 руб. Таким образом, минимальная цена ошибки составит 3375 руб.

Придется ли платить за нарушение ПДД?

Если вы нарушили Правила дорожного движения, то штраф уплатит компания, а потом предложит вам добровольно возместить убытки. В случае отказа оператор попытается взыскать с вас компенсацию в судебном порядке.

Ну а если штраф был выписан по снимку с камеры? Но ПДД вы не нарушали – произошла ошибка. Например, зафиксированная камерой скорость превышает технические возможности автомобиля, или штраф выписан за незаконную парковку при отсутствии знака «Парковка запрещена».

Если компания самостоятельно уплатила штраф, о его оспаривании не может быть и речи – таковы обычно правила операторов. Если же компания уведомила вас о зафиксированном нарушении ПДД, то у вас есть возможность отстоять свою невиновность. В такой ситуации необходимо будет предоставить доказательства. Это может быть запись с видеорегистратора или детализация со спутниковых систем слежения, которая покажет данные о скоростном режиме, – вся информация о вашей поездке будет храниться в приложении оператора. Эти данные вы также можете получить в офисе компании, сделав запрос. Дополнительными доказательствами вашей невиновности могут быть свидетельские показания пассажиров.

И помните: если штрафы за нарушение ПДД все же окажутся законными, оператор может на время заблокировать ваш аккаунт и даже расторгнуть договор.

Что делать в случае ДТП?

  • В первую очередь необходимо выставить знак аварийной остановки и минимизировать возможность провоцирования дальнейших ДТП.
  • Вызовите ГИБДД, а также скорую помощь, если есть пострадавшие.
  • Важно взять контакты у свидетелей ДТП, чтобы в дальнейшем было проще решить спорные вопросы.
  • Пока ожидаете сотрудников ГИБДД, с помощью фото- или видеосъемки зафиксируйте положение автомобилей, осыпь стекла и деталей. Зимой при снегопаде уже через 10 минут будут утрачены важные доказательства, которые могут помочь разобраться в обстоятельствах ДТП или подтвердить вашу невиновность.
  • Через приложение нужно обязательно известить оператора о дорожно-транспортном происшествии. Также необходимо будет сообщить о завершении оформления ДТП. После этого забота о поврежденном автомобиле перекладывается на сотрудников оператора.

Если виновником ДТП являетесь вы, то помимо оплаты ремонта поврежденной машины вам придется уплатить штраф, назначенный оператором. Обычно его сумма зависит от стоимости ремонта. Если он оказался дорогостоящим, штраф может составить 150 тыс. руб. Если же вы попали в аварию не по своей вине, санкции применяться не будут. К тому же оператор должен компенсировать вам время, затраченное на оформление ДТП.

(Свои рекомендации участникам ДТП адвокаты также дали в публикациях «Пошаговая инструкция – участникам ДТП» и «Невнимательность водителя после ДТП может привести к лишению его прав».)

Из-за чего водители и операторы каршеринга спорят в суде?

Споры чаще возникают в случае ДТП по вине водителя. Операторы обычно настаивают на дорогостоящем ремонте у дилера и компенсации ущерба, а виновники ДТП, как правило, убеждены, что для возмещения ущерба достаточно и небольших сумм.

Значительные суммы объясняются тем, что ремонт нового автомобиля у официального дилера дешевым быть не может. Однако водитель всегда вправе обратиться к независимому эксперту для оценки размера причиненного ущерба. Если оператор не согласится с выводами независимой экспертизы, придется в судебном порядке защищать свои права.

С какими еще сложностями могут столкнуться водители?

  • Будьте готовы к тому, что после снегопада машину нужно будет очистить для нормальной эксплуатации, но щеток и скребков для стекол в ней не окажется.
  • В арендованном авто, как и в общественном транспорте, нельзя курить. Средний штраф составляет 2 тыс. руб.
  • За агрессивное вождение водитель может быть наказан оператором примерно на 30 тыс. руб.
  • Большой штраф придется уплатить за передачу права управления автомобилем другому человеку. Например, вам стало плохо, и вы попросили пассажира сесть за руль. Телеметрические системы автомобиля сообщат об этом оператору, и он согласно условиям договора будет вправе наложить штраф. Его сумма может составлять от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, внимательно ознакомьтесь с условиями договора и старайтесь их соблюдать. Ну а если нарушений вы не допускали, но штраф все равно наложили, обращайтесь к юристу – он поможет отстоять ваши права.

Читайте также: