
Компания, ориентированная на человека
В России внедряют стандарт, в котором перечислены семь принципов, характеризующих такую компанию. Не успел он заработать, а уже подвергся критике

О чем новый национальный стандарт
С 1 января 2025 г. вводится ГОСТ Р ИСО 27500-2024 «Эргономика. Организация, ориентированная на человека. Общие принципы», утвержденный Приказом Росстандарта от 14 июня 2024 г. № 792-ст.
Этот национальный стандарт разъясняет ценности и убеждения руководства компании, ориентированной на человека. Показывает их преимущества для бизнеса и риски тех, кто не работает на благо людей.
Названо 7 общих принципов: 1) использование индивидуальных различий в качестве преимущества организации; 2) установление в качестве стратегической цели организации пригодности использования и доступности системы, продукции или услуги; 3) применение общего системного подхода; 4) установление в качестве приоритета деятельности обеспечения здоровья, безопасности и благополучия людей; 5) осознание ценности персонала и создание условий для понимания сотрудниками значимости своей работы; 6) открытость и доверие; 7) социальная ответственность во всех действиях.
Стандарт не подходит для сертификации и использования в нормативных или договорных целях.
Принципы стандарта отражены в законах
Анна Иванова, младший юрист юридической компании «Эклекс»:
Рассмотрим названные в стандарте принципы на примере норм действующих законов.
Использование индивидуальных различий в качестве преимущества организации
В трудовом законодательстве закреплены дополнительные гарантии для некоторых категорий работников.
Так¸ подросток может трудиться только в свободное от учебы время, ему нельзя устанавливать испытание при трудоустройстве, его запрещено принимать на работу по совместительству, отправлять в командировки, привлекать к работе с вредными или опасными условиями труда, ночью, в выходные и праздники (ст. 70, 265, 268, 282 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)).
Предусмотрены гарантии для беременных и работников с детьми. Например, будущих мам запрещено направлять в командировки, а женщин с детьми до 3 лет – только с их согласия и при наличии разрешения от врача (ст. 259 ТК РФ).
Установление в качестве стратегической цели организации пригодности использования и доступности системы, продукции или услуги
Этот принцип находит отражение в законодательстве, которое регулирует деятельность организаций, занимающихся перевозками. Так, перевозчик и владелец инфраструктуры обязаны обеспечить доступность объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг для инвалидов наравне с другими пассажирами (ст. 80.1 Устава железнодорожного транспорта РФ). Например, посадка инвалидов в вагон и высадка из него производятся бесплатно при помощи работников перевозчика и владельца инфраструктуры.
Закон о защите прав потребителей тоже указывает, что надо стремиться к пригодности товаров, работ и услуг. Например, при отсутствии в договоре условий о качестве продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых тот обычно используется (ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
Применение общего системного подхода
Стандарт предлагает дать сотрудникам возможность выбора и управления своей работой.
ТК РФ обязывает работодателя предложить подлежащему сокращению сотруднику другую работу (вакантную должность), которая соответствует его квалификации (ст. 81, 180 ТК РФ). При переводе на другую работу необходимо письменное согласие сотрудника, за исключением ряда случаев (ст. 72.1 ТК РФ).
Установление в качестве приоритета деятельности обеспечения здоровья, безопасности и благополучия людей
Этот принцип отражен в главе 35 ТК РФ, посвященной правам и обязанностям работодателя в области охраны труда. Например, работодатель должен организовать безопасные условия труда и санитарно-бытовое обслуживание (ст. 214, 216.3 ТК РФ).
Сохранение жизни и здоровья работников – одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ). Работодатели должны финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции, работ и услуг (ст. 225 ТК РФ).
Осознание ценности персонала и создание условий для понимания сотрудниками значимости своей работы
Статья 191 ТК РФ рекомендует работодателю поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Можно объявить благодарность, выдать премию, наградить ценным подарком или почетной грамотой, представить к званию лучшего по профессии и пр.
Зачастую именно материальное поощрение дает сотрудникам понять, что их труд ценится, и стимулирует дальнейшую продуктивную работу.
Открытость и доверие
Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора и контроля за его выполнением.
Кроме того, все организации у нас регистрируются, и сведения о них открыты для всеобщего ознакомления (ст. 51 Гражданского кодекса РФ).
Социальная ответственность во всех действиях
Товары при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации должны быть безопасны для окружающей среды, а также для жизни, здоровья и имущества потребителей. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или годности (ст. 7 Закона о прав потребителей). В противном случае последует ответственность.
Стандарт получился не такой уж и национальный
Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:
Похвально, когда труд ученых и законодателей приводит к повышению качества жизни. Полагаю, национальный стандарт предназначался именно для этого. Только, на мой взгляд, получилось не совсем удачно.
Во-первых, документ подготовил Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем (НИЦ КД) путем перевода стандарта ISO 27500:2016 «The human-centred organization – Rationale and general principles». Этот международный стандарт создан на основе 16 иностранных источников и издан в 2016 г. В последний раз его пересматривали 3 года назад.
Почему наш стандарт составили только сейчас, в то время как международный действует уже 8 лет? По какой причине он получил статус национального, когда это лишь перевод на русский язык международного стандарта?
Во-вторых, в нашем «новом» стандарте есть следующая формулировка: «Европейская комиссия предлагает использовать законодательство, стандартизацию и другие инструменты для оптимизации доступности продукции, искусственной среды, транспорта и информационно-коммуникационных технологий. Европейская комиссия также рассматривает государственные закупки как мощное средство обеспечения доступности товаров и услуг в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов».
Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза, который помимо прочего обеспечивает применение политики и законов ЕС в государствах-членах. Россия не входит в состав ЕС.
К чему такой чужеродный пример в национальном стандарте? Он просто неуместен.
В-третьих, в России разработана система законных и подзаконных актов для реализации прав и свобод граждан. Все основополагающие принципы прописаны в Конституции РФ.
Права и свободы человека являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). У нас охраняются здоровье и труд людей, установлены минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособия и прочие социальные выплаты, предоставляется господдержка, гарантируется свобода экономической деятельности и пр. (ст. 7, 8 Конституции РФ).
Почему международный стандарт не адаптировали под нормативно-правовую базу РФ и нашу действительность? Неужели в НИЦ КД не нашлось научных деятелей, которые не только владеют английским языком, но и являются специалистами по эргономике и знают отечественные источники из этой сферы?
Зачем в национальном стандарте дублировать чужие принципы, когда есть свои – мне непонятно. Они не учитывают российские законы, особенности наших людей и страны.
Мы стараемся быть интересными и полезными. Приглашаем вас в наш телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!