Комплаенс – это безопасность бизнеса

Специалисты в области комплаенса помогают избежать обвинения в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, предотвратить возникновение инцидентов корпоративного мошенничества и утечку денежных средств

Комплаенс – это безопасность бизнеса

Что такое комплаенс?

Это определенным образом выстроенная система организационной структуры, документации и внутренних правил, процедур и мер в компании, обеспечивающих соответствие деятельности юридического лица международному, российскому и иностранному законодательству, отраслевым стандартам и требованиям надзорных органов.

Чем полезен комплаенс?

Комплаенс можно разделить на две условные части:

1) система предотвращения нарушений – это механизмы и меры, созданные для анализа деятельности юрлица, оценки рисков и выявления нарушений законодательства;

2) система выявления и реагирования: по результатам работы служб безопасности, внутреннего аудита и внутреннего контроля фирмы или по запросу правоохранительных органов проводится проверка фактов для подтверждения или опровержения нанесения ущерба.

Иными словами, комплаенс направлен на предотвращение и выявление нарушений законодательства в деятельности компании, коррупции и хищения со стороны сотрудников организации. Это помогает избежать обвинения в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений и исключить слабые места в корпоративной модели бизнеса. Хорошо выстроенная система комплаенса предотвращает присвоение доходов и активов фирмы со стороны работников, не позволяет искажать финансовую отчетность и брать взятки от поставщиков и подрядчиков.

Какие виды комплаенса существуют?

Сегодня известно более 140 видов комплаенса. Это свидетельствует о его востребованности и тех ощутимых результатах, которые он приносит предпринимателям. Перечислим наиболее распространенные виды:

  • Антикоррупционный комплаенс позволяет противодействовать коррупции.
  • Антифрод-комплаенс представляет собой комплекс мер, предназначенных для оценки финансовых транзакций на предмет подозрительности с точки зрения мошенничества. Существует ошибочное мнение, что антифрод-комплаенс нужен только банкам. На самом деле он требуется в любом месте, где товарообмен осуществляется через онлайн-операции.
  • Антимонопольный комплаенс помогает осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  • Налоговый комплаенс – система контроля бизнес-процессов в организации на соответствие налоговому законодательству.
  • Финансовый комплаенс применяется в банковском бизнесе. Его необходимость связана с жестким регулированием со стороны надзорных органов, сложной связью между собственниками и менеджерами, зависимостью банков от доверия вкладчиков и т.д.
  • Санкционный комплаенс необходим в случае ведения бизнеса в разных странах, одна из которых является субъектом санкционных правоотношений.

Особенности комплаенса определяются сферой его применения, например комплаенс в области электроэнергетики отличается от того, что используется в медицине.

Как бороться с мошенничеством?

Одному крупному банку мы помогли внедрить систему, позволяющую выявлять угрозы хакерских атак и риски вывода денег. Это достигается за счет раскрытия подозрительных транзакций в автоматическом режиме, например нетипичное поведение клиента, который снимает деньги в разных регионах России, или большое количество перечислений одинаковых сумм со одного счета на другие. Система передает сведения о таких транзакциях специалисту. У него появляется информация о том, кто перевел средства, кому, куда и т.д. На основе этих данных он принимает решение о легитимности транзакции.

Нам также удалось выявить мошенническую схему. В течение нескольких месяцев преступники изучали инфраструктуру компании, выясняли конфиденциальную информацию из внутренних документов, после чего приступили к атаке. Это стало возможно из-за слабой комплаенс-системы, которая не смогла предотвратить утечку закрытых данных.

Благодаря тому что новая система автоматически выявляет подозрительные транзакции, эффективность работы специалистов возросла в разы – им больше не приходится вручную обрабатывать множество транзакций в поисках подозрительных переводов.

Таким образом, после внедрения в банке антифрод-системы значительно сократились риски атак мошенников. Это положительно повлияло на рост прибыли и репутацию, предотвратило санкции со стороны Центрального банка РФ.

Как предотвратить хищения со стороны сотрудников компании?

Известная нефтяная компания обратилась к нам с проблемой резкого спада добычи нефти. Наше расследование позволило выявить, что региональный менеджер решил полностью заменить используемые бурильщиками станки на предоставляемые фирмой «А» – назовем ее так. В ходе проверки выяснилось, что сестра регионального руководителя училась в одном вузе с двумя учредителями компании «А». Налицо конфликт интересов, последствия которого отразились на доходах нефтяной компании. Изучение документации организации показало несовершенство юридической техники, что и позволило такому инциденту произойти. Во внутренние правила компании были внедрены изменения, которые существенно улучшили политику в области конфликтов интересов.

Как не допустить коррупционных нарушений?

Часто коррупционные нарушения в компаниях связаны с дарением подарков. Недавно к нам обратился крупный поставщик строительных материалов: руководитель регионального отдела получил от контрагента предложение об оплате двухнедельной конференции в одну из стран Западной Европы. Стоит отметить, что в трудовые обязанности этого руководителя входит контроль качества товаров упомянутого контрагента. И поступившее ему предложение – явное проявление взяточничества. Однако оно не могло считаться коррупцией из-за того, что внутренние акты в области антикоррупционной политики компании были плохо прописаны.

Мы разработали новую антикоррупционную политику в отношении приема и дарения подарков. В результате организация снизила риски поставки некачественной продукции, что положительно повлияло на ее репутацию и не позволило лишиться важных контрагентов. Также были внедрены правила, согласно которым сотрудники обязаны сообщать о нарушениях антикоррупционной политики.

Как бороться с мошенничеством и коррупцией на крупных предприятиях и в небольших компаниях – читайте также в материале «Форензик: как выявить корпоративное мошенничество в компании».

Читайте также: