Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Митинги в современной России

Теория и практика. Советы юристов: как вести себя в случае задержания, если вы участник протестной акции или просто проходили мимо, что нужно знать о рассмотрении дела в суде, о подаче апелляционной жалобы после назначения наказания и об обращении в Европейский Суд

Митинги в современной России

Закон: государство должно быть помощником в организации мирных собраний

Свобода собраний является общепризнанным правом человека. Оно закреплено в Конституции РФ (ст. 31) и международных документах, таких как Всемирная декларация прав человека (ст. 20), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11).

Свобода собраний тесно связана со свободой выражения мнения. Вместе они образуют основу гражданско-политических прав человека. Важность свободы собраний обусловлена тем, что это способ обратить внимание общества на проблемные вопросы до тех пор, пока они не привели к катастрофе. Это право дает возможность различным меньшинствам выражать свою точку зрения и участвовать в публичной дискуссии. Оно является одним из рычагов общества – позволяет воздействовать на власть, давать оценку принимаемым решениям и напоминать о политической ответственности.

Можно бесконечно долго говорить о том, насколько важна для общества свобода собраний. Вместе с тем в теории и на практике это право не является абсолютным. Свобода собраний может быть ограничена, но только в тех случаях, когда собрания перестают быть мирными и угрожают безопасности людей.

В обязанности государства входит обеспечение правопорядка и безопасности. Это означает, среди прочего, выявление агрессивно настроенных участников или противников собраний, которые применяют насилие или угрожают его применением. При этом представители власти должны стремиться к «точечным» действиям против конкретных проявлений агрессии, не препятствуя собранию в целом. В то же время власти должны помогать гражданам реализовывать право на свободу собраний: реорганизовывать движение транспорта и пешеходные потоки, если это необходимо, защищать участников акций, если есть риск агрессии со стороны оппонентов, и т.д.

В России в 2004 г. был принят Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Он предусматривает процедуру согласования публичных мероприятий, в том числе места, времени и других условий акций, между организаторами и властями. По идее, эта процедура нужна как раз для того, чтобы власти помогли организаторам комфортно и безопасно реализовать свое конституционное право и предоставить возможность всем желающим выразить свое мнение. Но на практике все получилось немного иначе.

Практика: проблемы с согласованием проведения собраний

Российские законы запрещают проводить массовые акции, если они не были согласованы с властями. При этом сроки согласования установлены неудобные: уведомить власти о предстоящем митинге разрешается самое позднее за 10 дней до акции, о пикете – за 3 дня. Без согласования разрешено проводить только одиночные пикеты, и то не любые.

В теории согласно общепринятым международным стандартам прав человека свобода собраний может быть ограничена только в той мере, в которой это необходимо «в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» (ст. 11 Европейской конвенции). Эти цели не могут пониматься широко. Причина для ограничения свободы собраний должна быть конкретной и неустранимой. Например, то, что в выходной день в центре города может гулять много людей, не будет достаточным основанием для запрета коллективного пикета с требованиями к властям расследовать политически мотивированное убийство. Также ремонтные работы на площади вряд ли могут быть причиной для запрета акции, если там есть свободное от ремонтных работ место1.

На практике власти используют процедуру согласования для запрета нежелательных акций. Поводы для отказа в согласовании встречаются самые разные, и далеко не всегда законные. Кроме того, процедура согласования акций непрозрачная: путаные правила подачи уведомления, отсутствие открытой статистики по количеству поданных уведомлений и причинам отказов.

Задержания и преследования

В практике международных органов по защите прав человека, например Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), устоялся подход, в соответствии с которым власти не должны задерживать и привлекать к ответственности участников даже несогласованных акций, если они носят мирный характер. При принятии решения о таком мощном ограничении прав человека, как задержание или разгон собрания, власти должны ориентироваться в первую очередь на то, является ли эта акция мирной или нет, мешает ли она кому-то настолько, что нет другого способа достичь компромисса, а также учесть все факторы, принимая во внимание актуальность темы собрания и его своевременность (например, если речь идет о спонтанном мероприятии, которое вызвано внезапными событиями и просто не могло быть согласованно из-за сроков).

Однако между международной и отечественной практикой есть различия. Даже если акция проходит мирно, ее «несогласованный» статус полиция считает достаточным основанием для задержания участников, а суды – для признания их вины. Так, в 2019 г. в Москве на акциях были задержаны 3637 человек, а с 2013 по 2019 г. в Москве и Санкт-Петербурге – не менее 17 079 участников 1426 акций (более подробная статистика доступна на сайте «ОВД-Инфо»).

Причем несогласованной акцией могут признать флешмоб, бой подушками, религиозное мероприятие или раздачу листовок. Нередки случаи задержания одиночных пикетчиков, хотя такая форма акции не требует предварительного согласования с властями. Основанием для пресечения акции может послужить подозрение полиции, что несколько одиночных пикетов представляют собой единое мероприятие, требование проверить содержание плаката на экстремизм или ссылка на поступившую жалобу. Иногда к задержаниям приводит вмешательство провокаторов, которые встают рядом с пикетчиком, формально превращая пикет в массовый.

Хотя большая часть задержаний происходит на несогласованных акциях, даже согласованная с властями акция не является безопасной. Предугадать поведение сотрудников полиции практически невозможно. Например, согласованные шествие и митинг 6 мая 2012 г. закончились жесткими задержаниями и возбуждением уголовного дела, расследование которого длилось много лет. А несогласованная массовая акция в поддержку губернатора Сергея Фургала в Хабаровске 11 июня 2020 г. и Марш Матерей в поддержку фигурантов дела Нового Величия в августе 2018 г. обошлись без единого задержания.

Пока акция официально не согласована, закон запрещает распространять информацию о ней. За «организацию» несогласованных публичных мероприятий, под которой иногда понимается просто распространение информации о них в соцсетях, предусмотрены многотысячные штрафы и аресты.

Чаще в связи с акциями составляют протоколы о нарушении порядка проведения публичного мероприятия по ст. 20.2 КоАП. За последние 10 лет эту статью неоднократно редактировали, вводя новые запреты и ужесточая наказание. Количество ее частей выросло за это время с трех до десяти, минимальный штраф для участника – с 1 до 10 тыс. руб., появилось наказание в виде обязательных работ и арестов за участие в несогласованной акции. Самое суровое наказание предусмотрено за повторное нарушение по этой статье: штраф – от 150 до 300 тыс. руб., обязательные работы – от 40 до 200 часов или арест – от 15 до 30 суток.

В 2019 г. российские суды рассмотрели 4974 дела о нарушении порядка проведения акции. Средний штраф составил более 16 тыс. руб., а общая сумма наложенных штрафов достигла почти 58 млн руб. За 2015–2019 гг. суммарный штраф по таким делам составил 168 465 500 руб.

Реже участников и организаторов акций обвиняют по другим административным статьям: за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП), пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП), организацию массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекшего нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП). В 2018 г. было введено наказание за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несогласованной акции (ст. 20.2 КоАП) – что это означает и к кому относится, точно никто не знает. Весной 2020 г. участников одиночных пикетов обвиняли в нарушении режима самоизоляции, введенного для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

В 2014 г. в российском Уголовном кодексе появилась ст. 212.1. За участие более чем в трех несогласованных акциях в течение полугода или за другие неоднократные нарушения правил проведения публичного мероприятия возможно наказание до 5 лет лишения свободы. Впервые эту статью применили в декабре 2015 г.: к 3 годам лишения свободы приговорили Ильдара Дадина. В сентябре 2019 г. за пять мирных акций к 4 годам лишения свободы приговорили Константина Котова. В 2017 и 2020 гг. перед Конституционным Судом РФ ставился вопрос о конституционности столь суровой ответственности за участие в мирных акциях, но оба раза статья не была признана противоречащей Конституции.

Участников и организаторов публичных мероприятий привлекают к уголовной ответственности и по другим статьям: за организацию и участие в массовых беспорядках, хулиганство, применение насилия и оскорбления по отношению к полицейским, организацию экстремистского сообщества, публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ. В качестве насильственных действий вменяют прикосновение к шлему сотрудника полиции, бросок в сторону полицейских бумажного стаканчика или пластиковой бутылки. С 2015 г. по май 2020 г. к уголовной ответственности были привлечены десятки человек, которым были назначены наказания в виде лишения свободы или штрафа.

Практикуется и множество других, внесудебных методов давления на участников акций: вызовы на «беседу» в правоохранительные органы, постановка на профилактический учет, предупреждения, слежка, угрозы отчисления, призыв в армию или лишение родительских прав.

Что нужно знать об участии в протестных акциях?

В соответствии с российскими законами участники публичных мероприятий не должны приходить на акцию с оружием, в нетрезвом виде и скрывать лицо. Участники имеют право использовать средства наглядной агитации: плакаты, баннеры, транспаранты и т.д. Но плакаты не должны противоречить законодательству: там не должно быть призывов к насилию, оскорблений или запрещенной в России символики, например свастики (ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).

В международном праве считается, что публичные персоны, в том числе политики, должны спокойнее относиться в критике в свой адрес и что некоторые выражения, являющиеся неприемлемыми в отношении непубличного человека, могут быть расценены в качестве допустимой критики, если они адресованы известным людям. Но на практике участники акций в России сталкиваются с тем, что их критические высказывания вызывают дополнительный интерес со стороны полицейских, далее следуют требования убрать плакат или даже задержание и привлечение к административной ответственности. Часто формальным предлогом для таких действий полицейских служит то, что содержание средств наглядной агитации якобы не соответствует тематике мероприятия. При этом ни Закон о публичных мероприятиях, ни Закон о полиции не наделяют правоохранителей такими полномочиями. Вообще с незаконной цензурой плакатов участники акций сталкиваются довольно часто. Такие случаи можно и нужно обжаловать. Подробнее о том, как это сделать, рассказывается в инструкции «ОВД-Инфо».

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться участники публичных мероприятий, – это задержание только на том основании, что акция не согласована. Существует противоречие между российским законодательством и требованиями международного права, которое в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью российской правовой системы и имеет большую юридическую силу, чем противоречащие ему законы. Полиция и суды интерпретируют российские законы так, что, по их мнению, сам по себе несогласованный характер акции уже является достаточным основанием для задержания даже мирных демонстрантов. Согласно международному стандарту права на свободу мирных собраний власти не должны препятствовать людям мирно выражать свое мнение, даже если не были соблюдены все формальные требования согласования.

В результате такой правовой коллизии мы имеем следующее: участников мирных несогласованных акций часто задерживают и привлекают к ответственности в российских судах, но шансы обжаловать такие действия властей с помощью международных механизмов защиты прав человека чрезвычайно высокие. Для России это Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН. В случае удачного обжалования российские власти признают нарушение права на свободу собраний и, если речь идет об исполнении решения ЕСПЧ, выплачивают человеку компенсацию причиненного вреда.

Как вести себя во время задержания?

При задержании сотрудники полиции должны представиться и сообщить причины задержания. Вы вправе потребовать от полицейских показать служебные удостоверения. Можете представить паспорт или его копию для установления личности, но передавать его в руки полицейских необязательно.

Гражданин может снимать на видео действия сотрудников полиции, если считает, что его права нарушают. Запретить видеосъемку полицейские не имеют права.

Не стоит оказывать физическое сопротивление правоохранителям или оскорблять их, чтобы не усугубить ситуацию. Сотрудники полиции или Росгвардии могут причинить вам физический вред или интерпретировать ваши действия как основание для уголовного преследования. Участников протестных акций нередко обвиняют в применении насилия в отношении полицейских и возбуждают уголовные дела по ст. 318 УК. Меры наказания по этой статье для митингующих и участников бытовых ситуаций могут разниться. Например, за нападение с холодным оружием на полицейского можно получить условный срок, а за то, что схватил его за запястье на митинге, – 2 года колонии.

Сообщите о том, что вас задержали, родственникам, друзьям или в «ОВД-Инфо» (если вас задержали на акции). «ОВД-Инфо» – это правозащитный медиапроект, который оказывает правовую помощь, в том числе задержанным на публичных мероприятиях. Горячая линия работает круглосуточно – по телефону: 8 800 707-05-28 можно получить консультацию. В некоторых случаях предоставляется бесплатная юридическая помощь в отделениях полиции и судах.

Смотрите подробную инструкцию для задержанных от «ОВД-Инфо».

Основные правила для задержанных в отделении полиции

  • Самое главное – сохраняйте спокойствие.
  • После прибытия в отделение полиции полицейские обязаны оформить протоколы о доставлении и задержании граждан.
  • При задержании вы имеете право на звонок близким и своему защитнику.
  • Вы вправе пользоваться услугами защитника с момента задержания (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). В случае задержания в рамках производства по административному делу защитником может быть любой совершеннолетний человек вне зависимости от наличия или отсутствия у него адвокатского статуса. Если вашего защитника не пустили в отделение полиции, укажите это в протоколе о задержании и административном правонарушении – ваше право на защиту было грубо нарушено.
  • Вы можете отказаться от дачи показаний и объяснений, сославшись на положения ст. 51 Конституции РФ.
  • Внимательно читайте все документы, которые подписываете в отделении полиции. Не подписывайте пустые листы. Если с чем-то не согласны, отмечайте это на полях или в специальном месте в протоколе для объяснений задержанного. При подписании протоколов обязательно указывайте фактическое время задержания, доставления и составления материалов.
  • Досмотр личных вещей производится только в присутствии понятых или с использованием видеофиксации. По результатам составляется протокол.
  • Гражданин имеет право на получение копий всех протоколов, которые были составлены в отношении него.
  • Изъятие личных вещей и иного имущества граждан фиксируется в протоколе при понятых. Никто не имеет права изымать паспорт административного задержанного.
  • В течение 3 часов должно быть принято решение о дальнейшем ходе дела: отпустить гражданина из отделения полиции, составить протокол об административном правонарушении, назначить дату составления такого протокола и отпустить. В исключительных случаях возможно задержание человека без постановления суда до 48 часов (если вам вменяют статью, предусматривающую в качестве одного из наказаний арест), но не более.
  • Дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев) и фотографирование проводятся в отношении административного задержанного только в случае, когда иным способом установить его личность невозможно.
  • С вами должны обращаться уважительно, не подвергая унижениям и физическому воздействию. Вам должны предоставить возможность пользоваться туалетом, давать воду, а при длительном задержании – еду и постельные принадлежности для сна.
  • Гражданин имеет право подавать жалобы, заявления на незаконные действия сотрудников полиции.

Если вы проходили мимо собрания, и вас задержали

Для сотрудников полиции, скорее всего, не будет большой разницы между задержанными участниками акции и теми, кто говорит, что просто проходил мимо. Велика вероятность, что в полиции не поверят, если вы будете отрицать свое участие в мероприятии, и все равно составят на вас материалы дела. Поэтому правила, которые действуют для участников, действуют и для задержанных случайных прохожих. Но есть и несколько особенностей.

  • Отрицание участия в акции влияет на последующее обжалование.

Факт согласия или несогласия с участием в акции не говорит о том, что вы согласны с предъявленными обвинениями. Выше мы писали, что в соответствии с международными стандартами прав человека одного участия в несогласованной акции недостаточно для задержания и уж тем более назначения наказания. При этом человек, который утверждает, что лишь проходил мимо, ограничен в своих возможностях обжаловать нарушение права на свободу собраний, поскольку в этом случае человек не реализует это право. Но проходящий мимо может обжаловать незаконное ограничение личной свободы, а также нарушения, допущенные при задержании и судебном рассмотрении дела. Мы рекомендуем нашим подзащитным последовательно излагать ту позицию, которая точнее всего характеризует обстоятельства дела.

  • Соберите документы.

Подготовьте документы о цели вашей поездки по городу в день задержания. Если вы шли в магазин, на встречу или работу, постарайтесь собрать документы, подтверждающие ваше намерение, например рабочий график или чек из магазина. Эти документы вам понадобятся в суде для обоснования своей версии событий.

  • Найдите фото и видео вашего задержания.

На них может быть видно, что вы выходили из кафе или магазина, просто шли по улице без плакатов и не выкрикивали лозунги. Это может помочь в суде.

К сожалению, шансов на успех в российском суде у вас будет немного. Но в случае проигрыша вы сможете обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Если после задержания дело направили в суд

При рассмотрении дела об административном правонарушении в суде все объяснения, ходатайства, замечания, отводы подаются в письменном виде, а ход судебного заседания нужно фиксировать аудиозаписью.

Гражданин может защищать свои права в суде самостоятельно или прибегнуть к помощи защитника. Им может быть любое лицо, о привлечении которого просит человек. Данное ходатайство подается в ходе судебного заседания или заблаговременного через канцелярию.

Гражданин вправе представлять доказательства своей невиновности: приобщить к материалам дела документы и видеозаписи, которые подтверждают его позицию; допросить свидетелей, в том числе полицейских, принимавших участие в его задержании.

Для формирования своей правовой позиции перед рассмотрением дела в суде необходимо ознакомиться с его материалами, что позволит оценить доказательства обвинения.

Подача апелляции

Если гражданина не устраивает решение районного суда, то он может в течение 10 дней с момента получения постановления о назначении административного наказания подать апелляционную жалобу в суд субъекта РФ (областной, городской и т.п.). Она подается через суд, вынесший решение, путем направления заказного письма с уведомлением или непосредственно через канцелярию суда. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы гражданин имеет право ходатайствовать о приобщении новых доказательств, давать объяснения, пользоваться услугами защитника.

После рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решение вступает в силу.

Обращение в международные органы защиты прав человека

Вступление судебного решения в силу не свидетельствует об окончании судебного производства по делу, так как гражданин, чьи права были нарушены при проведении публичного мероприятия, может обратиться, например, в Европейский Суд по правам человека. Самое важное – подготовить обоснованную жалобу и соблюсти при этом все требования ЕСПЧ, а также не пропустить срок обращения в суд, который составляет 6 месяцев с момента рассмотрения дела в апелляции.

Практика ЕСПЧ свидетельствует о том, что жалобы о нарушении РФ права граждан на проведение мирных публичных мероприятий, принятые к производству судом, часто удовлетворяются.


1 Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 марта 2017 г. по делу № 2а-2520/2017.

Читайте также: