Не дайте обмануть себя при покупке франшизы

О рисках на примерах известных брендов

Не дайте обмануть себя при покупке франшизы

Как работает франшиза

Часто малый и средний бизнес сотрудничает с крупными корпорациями на условиях франчайзинга. В российском законодательстве он именуется коммерческой концессией (глава 54 Гражданского кодекса РФ).

Франшиза популярна как у начинающих, так и у опытных бизнесменов. Такая модель сотрудничества удобна при открытии кафе, магазинов, салонов красоты и т.д.

Предприниматель-франчайзи покупает право на использование марки или технологии. После этого он получает доступ к фирменному стилю и брендбуку компании франчайзера, его связям с поставщиками, налаженным бизнес-процессам и инструкциям по управлению. Работа под узнаваемым брендом позволяет сэкономить на стартовых расходах.

Франчайзи делает одноразовый паушальный взнос и осуществляет регулярные роялти – выплаты за право пользоваться «готовеньким». А франчайзер обычно обеспечивает партнеров всем необходимым для ведения бизнеса.

Например, франчайзер сети «Додо Пицца» обязуется:

  • разработать дизайн-проект интерьера кафе;
  • рассчитать бюджет;
  • обучить партнеров;
  • предоставить технологии приготовления блюд, инструкции по организации рабочих процессов и проч.;
  • поделиться контактами проверенных поставщиков;
  • разместить рекламу в интернете и на федеральных каналах ТВ;
  • провести маркетинговые акции.

Какие риски несут франчайзи

Франчайзинг относится к перспективным стратегиям выстраивания коммерческих отношений и развития бизнеса. Но иногда встречаются недобросовестные франчайзеры, которые пользуются юридической неосведомленностью партнеров и их незнанием деталей ведения предпринимательской деятельности. Поэтому при заключении сделки франчайзи следует оценить риски, чтобы избежать нежелательных последствий.

Спорные объекты интеллектуальной собственности. Патентные поверенные советуют проверять наличие права на торговую марку у франчайзера. Они же настаивают на запросе данных из Роспатента и включении в договор положения о том, что франчайзер не нарушает права третьих лиц на товарный знак, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности.

Уход с отечественного рынка зарубежных компаний привел к появлению торговых точек с названиями, напоминающими или частично совпадающими с известными торговыми марками.

Например, магазины сети L'Occitane сменили вывески на «Л'Окситан», потому что французская компания вышла из числа собственников и передала права другим. В этом случае у франчайзи не возникнут споры с правообладателем косметического бренда.

Но не все так однозначно со Stars Coffee – торговой маркой, пришедшей на смену Starbucks. Новый владелец сети кофеен скопировал логотип, меню и другие объекты интеллектуальной собственности Starbucks Corporation. В юриспруденции для оценки совпадения товарных знаков используется понятие «сходство до степени смешения». Многие франчайзи об этом узнают, когда санкции снимут и иностранные компании вернутся на российский рынок. Вероятно, предпринимателям, купившим франшизу Stars Coffee, предстоят судебные разбирательства с правообладателем бренда Starbucks.

Торговый знак, который франчайзи планирует использовать в коммерческой деятельности, должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если у франчайзера нет права на него, то франчайзи грозят судебные споры и ответственность, например штраф до 5 000 000 рублей (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 180 Уголовного кодекса РФ). Избежать наказания позволит регистрация в Роспатенте заключенного договора коммерческой концессии.

Читайте также
Франшиза: какой договор оформить
Что случится, если продавец и покупатель франшизы заключат «неправильный» договор?  На что им обратить внимание?
14 ноября 2023 Советы

Невыгодные условия договора. Франчайзи рекомендуется привлечь специалистов, которые изучат договор и разъяснят ему права и обязанности, финансовые нюансы, территориальные ограничения и проч. Лишенные такой поддержки предприниматели подписывают соглашения без срока действия или не обращают внимание на отсутствие условий о развитии бренда.

Франчайзер может включить в договор положение об ограничении конкуренции – запретить франчайзи вести коммерческую деятельность, аналогичную той, которой они занимались до окончания срока действия договора. Это может существенно осложнить их жизнь в будущем.

Например, по условиям сделки владелец барбершопа сети «Пиратос» не имел права работать в организациях, которые являются конкурентами франчайзера, в течение 3 лет после окончания сотрудничества. Однако франчайзи нарушил данное условие договора. После этого владелец франшизы обратился в суд и взыскал с бывшего партнера 700 000 рублей.

Скрытые платежи. Нередко франчайзи легкомысленно относятся к заключению сделки. Якобы договор типовой, а его подписание – простая формальность. Но анализ документа необходим, чтобы исключить необоснованные требования франчайзера и условия о скрытых платежах (например, об увеличении размера роялти при росте оборотов).

Дополнительные требования франчайзера. Важно оценить, насколько выполнимы требования франчайзера, чтобы не понести убытки.

Например, согласно франшизе Ozon размер и интерьер пункта выдачи должны соответствовать требованиям брендбука. Партнер, решивший работать под вывеской маркетплейса, обязан в течение 15 дней с момента заключения договора сделать ремонт, оснастить помещение мебелью и прочими деталями интерьера.

Однако оказалось, что содержание брендбука Ozon меняется раз в месяц. Потому франчайзи пришлось трижды перекрашивать стены, чтобы получить разрешение на открытие пункта выдачи. Несколько раз менеджер отбраковал фотографии с дизайном помещения из-за его несоответствия брендбуку.

Отделка пункта выдачи растянулась на два месяца. Предприниматель не только не зарабатывал все это время, но и понес убытки, оплачивая аренду помещения. Старт бизнеса задержался по вине франчайзера, которую тот так и не признал. При этом в договоре условие о компенсации упущенной выгоды прописано не было.

Непрозрачность финансовых данных. Добросовестный франчайзер всегда готов предоставить информацию:

  • о необходимых инвестициях (расходах на ремонт, покупку мебели, техники и др.) – чтобы франчайзи понимал, какие затраты ему предстоят, кроме паушального взноса и роялти;
  • об операционных расходах (расходах на аренду помещений, оплату труда сотрудников и услуг сторонних организаций, маркетинг и др.) – чтобы франчайзи определил окупаемость финансовых вложений;
  • о доходах – чтобы франчайзи прогнозировал прибыль и определял вектор развития бизнеса.
«Подозрительный партнер». Позаботиться о защите своих интересов франчайзи должен заблаговременно. Необходимо проверить продавца франшизы:
  • заказать выписку из ЕГРЮЛ в Росреестре или получить ее на сайте ФНС – чтобы сделать выводы о том, успешно ли ведет бизнес франчайзер, сколько его компания присутствует на рынке, не находится ли она на стадии ликвидации или банкротства;
  • проверить на сайте службы судебных приставов, нет ли у франчайзера долгов, – чтобы понять, исполняет ли он свои обязательства перед кредиторами, и предвидеть возможное банкротство;
  • изучить базы решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции – чтобы узнать, как франчайзер относится к своим обязательствам и не мошенник ли он.

Обещания гарантированной прибыли и отсутствия рисков. Любой бизнес зависит от стабильности экономики, платежеспособности потребителей, сезонности продаж и других факторов. На большинство из них предприниматель повлиять не в силах. Поэтому коммерческая деятельность всегда сопряжена с рисками.

Франчайзи следует с недоверием отнестись к безоговорочным заверениям франчайзера о неизбежном росте оборотов и быстрой окупаемости вложений.

Как ограждать себя от опасностей – мы рассказываем об этом в телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: