Обращение с твердыми коммунальными отходами
Законодательные изменения, разъяснения органов и судебная практика за первую половину 2024 года
Изменения в законодательстве
Утвердили перечень товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации. Там же обозначены нормативы утилизации отходов. Кроме того, утвержден перечень видов отходов, которые разрешено самостоятельно утилизировать, и продукции, которая может быть произведена при утилизации таких отходов (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2414, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2394).
Установили порядок ведения реестра организаций и ИП, утилизирующих отходы от использования товаров. Ведет его Росприроднадзор. Заявление о включении сведений в реестр утилизатор может подать через портал госуслуг (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2400).
Уточнили правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Если устанавливаются единые тарифы на услуги регионального оператора, решение органа регулирования должно включать указание об утверждении этих тарифов с учетом применения или неприменения положений Налогового кодекса РФ об освобождении от НДС (Постановление Правительства РФ от 27 января 2024 г. № 70).
Скорректировали порядок расчета платы за обращение с ТКО. Регион вправе принять решение о расчете размера платы за такие коммунальные услуги по формулам 9(1) или 9(2) из Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (Постановление Правительства РФ от 18 марта 2024 г. № 318).
Ввели новые правила трансграничного перемещения отходов. Теперь Росприроднадзор выдает заключение на перемещение отходов. Обновлен перечень документов, необходимых для его получения (Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2024 г. № 550).
Изменили лицензионные требования в области обращения с отходами. Необходимо указывать СНИЛС и дату рождения сотрудников, допущенных к работе с отходами. А копии документов, подтверждающих трудовые отношения, предоставлять не надо. Для получения лицензии на утилизацию отходов I–IV классов опасности требуется приложить характеристику продукции, производимой в результате утилизации таких отходов, и копии документов по стандартизации, в соответствии с которыми производится продукция (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2024 г. № 651, информация Росприроднадзора от 28 августа 2024 г.).
Обновили порядок коммерческого учета ТКО. По старым правилам учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров осуществлялся в случае раздельного накопления отходов. По новым правилам такой учет возможен при наличии соглашения между региональным оператором и потребителями. Но только если согласны все потребители, а в реестре площадок накопления ТКО отражены сведения о месте накопления отходов и об источниках их образования. В остальных случаях ТКО учитываются исходя из нормативов накопления (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671).
Установили правила представления отчетности о самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. Такую отчетность производители и импортеры товаров могут направить в том числе через портал госуслуг (Постановление Правительства РФ от 31 мая 2024 г. № 742).
Определили сведения, содержащиеся в системе учета отходов от использования товаров. Доступ к ним можно получить на сайтах Росприроднадзора и Российского экологического оператора (Постановление Правительства РФ от 1 июня 2024 г. № 751).
Приняли постановление о территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления. С 2025 года начнут действовать обновленные правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения и корректировки таких схем. Они разрабатываются по документам территориального планирования на срок не менее 10 лет (Постановление Правительства РФ от 6 июня 2024 г. № 775).
Скорректировали порядок учета в области обращения с отходами. Все виды отходов I–V классов опасности, которые получают организации и ИП от других лиц с целью накопления, больше не подлежат учету. Остальные отходы учитываются в течение 10 рабочих дней, следующих за днем их образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, получения или передачи другим лицам. Данные об учете отходов можно подтвердить результатами ежегодной инвентаризации имущества и обязательств (Приказ Минприроды России от 13 декабря 2023 г. № 825).
Внесли новые группы и позиции в Федеральный классификационный каталог отходов. Например, блок «Отходы при выполнении прочих видов деятельности» дополнен группой «Отходы очистки емкостей хранения органических веществ» с позицией «Отходы промывки емкостей хранения отходов химических производств растворителями на основе тетрахлорэтилена» (Приказ Росприроднадзора от 18 января 2024 г. № 19).
Утвердили форму заявления о включении в госреестр объекта накопленного вреда окружающей среде. К заявлению потребуется приложить результаты инвентаризации объекта (Приказ Минприроды России от 16 апреля 2024 г. № 228).
Разъяснения госорганов
Об отходах бумаги и картона. Такие отходы, образующиеся при растаривании продукции, считаются вторичными ресурсами. А макулатура, полученная из этих ресурсов, является вторичным сырьем (Письмо Минприроды России от 12 января 2024 г. № 25-47/442).
Об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС). Только лишь транспортировка организацией или ИП отходов не влечет за собой возникновения объекта НВОС. На объектах НВОС осуществляются сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности. В таких случаях объекты подлежат государственному экологическому контролю (Письмо Росприроднадзора от 7 мая 2024 г. № АГ-02-02-31/15953).
Об освобождении от НДС регионального оператора. С 1 января 2020 года не облагаются НДС операции по реализации услуг по обращению с ТКО, если орган установил предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога (Письмо ФАС России от 18 июня 2024 г. № ВК/52391/24).
Об утилизации отходов от использования товаров. Производители и импортеры не обязаны утилизировать отходы от продукции, используемой в качестве сырья, материалов, запасных частей и комплектующих при производстве товаров, которые включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 29 декабря 2023 г. № 2414 (Письмо Минприроды России от 24 июня 2024 г. № 25-47/25454).
О золошлаковых отходах, находящихся на объекте размещения отходов. Они не могут быть переведены в статус побочного продукта. Обращение с такими отходами осуществляется по Закону об отходах производства и потребления (Письмо Минприроды России от 16 июля 2024 г. № 25-47/28453).
О включении в реестр утилизаторов. Для этого необходимо подать заявление. Оно заполняется по форме согласно приложению № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2400 (Рекомендации Минприроды России).
Судебная практика
1. С предпринимателя взыскали 107 тысяч рублей долга за оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО и неустойку в размере 25 тысяч рублей (Определение Верховного Суда от 17 января 2024 г. № 307-ЭС23-27557).
2. Суд первой инстанции признал верным расчет задолженности, произведенный региональным оператором. При этом он не учел, что были применены нормативы накопления ТКО, установленные приказом, который признан частично не действующим. Апелляционный суд отменил решение и произвел расчет. В частности, он исключил долг по помещениям, которые не находились во владении предпринимателя в спорный период (Определение Верховного Суда от 24 января 2024 г. № 302-ЭС23-28175).
3. Если стороны договора достигли соглашения об устранении или ограничении ответственности до нарушения обязательства и допущенное нарушение не являлось грубым (умышленным), то начисление неустойки недопустимо. Когда непоступление денежных средств от конечных потребителей коммунальной услуги стороны определили в качестве обстоятельства, исключающего ответственность управляющей компании, – для подтверждения неумышленности просрочки перед региональным оператором должник вправе представить доказательства того, что он пытался получить плату от потребителей или что у них не было возможности погасить долги (Определение Верховного Суда от 19 марта 2024 г. № 305-ЭС23-25070).
4. Региональный оператор начислял плату за вывоз ТКО следующим образом: до спорного периода – застройщику; в спорный период – управляющей компании; после спорного периода – собственникам квартир. Управляющая компания плату не внесла. Она сослалась на то, что договор не подписывала, заявки на вывоз мусора не подавала, контейнерных площадок на территории дома нет. Однако суд поддержал оператора: обязанность по оплате возникла на основании типового договора; а отсутствие контейнерной площадки не исключает оказание услуг по обращению с ТКО (Определение Верховного Суда от 16 февраля 2024 г. № 301-ЭС23-26616).
5. Региональный оператор направил заводу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Но тот его не подписал и плату за услуги не вносил. В итоге оператор взыскал долг в судебном порядке. Суды указали, что услуги оказывались на основании типового договора. Завод не доказал, что оператор приостановил обращение с ТКО (Определение Верховного Суда от 11 марта 2024 г. № 310-ЭС24-455).
6. Потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складировать отходы вне отведенных для этого мест (Определение Верховного Суда от 29 марта 2024 г. № 302-ЭС23-27582).
7. Транспортировка ТКО без лицензии является грубым нарушением (Определение Верховного Суда от 8 мая 2024 г. № 310-ЭС24-5611).
8. Предприниматель не направил в установленный законом срок заявку о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Потому суд посчитал, что его отношения с региональным оператором возникли на основании типового договора (Определение Верховного Суда от 6 июня 2024 г. № 304-ЭС24-7548).
9. Учет ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления отходов, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО (Определение Верховного Суда от 17 июня 2024 г. № 307-ЭС24-8435).
10. Если пропустить срок на предоставление протокола разногласий к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, то договор считается заключенным на условиях типового (Определение Верховного Суда от 20 июня 2024 г. № 307-ЭС24-8822).
11. Администрация городского поселения установила контейнерные площадки, где это было возможно. В частном секторе предпочли мешковый (бестарный) сбор ТКО. Прокурору этого оказалось недостаточно, потому он обратился в суд. Однако суд указал, что мешковый способ сбора ТКО выбран, так как длина улиц – около километра. Это допустимо (Определение Верховного Суда от 7 февраля 2024 г. № 72-КАД23-5-К8).
12. Прокурор потребовал от администрации и ТСЖ организовать место накопления отходов. Нижестоящие суды поддержали его требование к ТСЖ. Но Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что решение о размещении контейнерной площадки собственники помещений в многоквартирном доме не принимали. В частности, потому что нет возможности организовать место накопления отходов с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований (Определение Верховного Суда от 12 марта 2024 г. № 45-КГ24-3-К7).
13. Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки нельзя возложить на администрацию города (Определение Верховного Суда от 12 марта 2024 г. № 16-КАД23-24-К4).
14. Установленные в региональном законодательстве нормативы накопления ТКО следует применять, только если региональный оператор и потребители не согласовали количество, объем контейнеров и периодичность их вывоза. Оператор не может произвольно уклониться от согласования. Он должен представить разумные возражения (Определение Верховного Суда от 15 апреля 2024 г. № 309-ЭС23-30257).
15. Если в регионе действует программа раздельного накопления ТКО, то потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров. Если такая программа не реализуется, то потребитель вправе выбрать один из расчетных способов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (Определение Верховного Суда от 20 июня 2024 г. № 301-ЭС24-53).
Рекомендации
Не уклоняйтесь от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и оплаты. Региональный оператор так или иначе взыщет долг.
Суды исходят из того, что любая хозяйственная деятельность влечет образование отходов. Если лицо уклоняется от заключения договора и оплаты услуг, то, вероятно, пользуется чужими контейнерными площадками, которые обслуживает региональный оператор (дело № А04-3394/2023).
Законодательные нововведения удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!