Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Очередные масштабные изменения налогового законодательства

Предпринимателям рекомендуется изучить новый закон, чтобы узнать о новых возможностях и избежать привлечения к ответственности. В числе важных нововведений: увеличение срока хранения документации, уточнение порядка обжалования решений налоговых органов, изменения в регулировании контролируемых сделок и вопросов, связанных с участием в иностранных компаниях

Очередные масштабные изменения налогового законодательства

В 2020 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены масштабные поправки, затрагивающие граждан и организации (подробнее об этом – в статье «Как мы будем платить налоги в 2021-м», а также в публикациях об имущественных налогах, о налоге на прибыль, НДС и специальных налоговых режимах). Однако законодатель решил не останавливаться. 17 февраля 2021 г. был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступит в силу 17 марта текущего года.

Новые поправки в налоговое законодательство касаются большинства российских предпринимателей. Одни изменения предоставляют дополнительные возможности, другие же необходимо учесть в своей работе во избежание наступления ответственности. Поэтому каждому бизнесмену рекомендуется изучить новый закон и скорректировать параметры своей деятельности. В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения.

Увеличение срока хранения документации

Налогоплательщики и налоговые агенты теперь должны будут хранить бухгалтерскую и другую документацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов, на протяжении 5 лет. Такие же сроки установлены в отношении документов, подтверждающих уплату налоговых платежей. Сейчас этот срок составляет 4 года. Течение срока начинается с момента составления соответствующего документа.

Регулирование вопросов, связанных с участием в иностранных компаниях

Новый закон уточнил порядок определения размеров долей участия российского налогоплательщика в иностранных компаниях в случаях предоставления соответствующих уведомлений. Поясним: согласно НК РФ налогоплательщики обязаны информировать налоговые органы об обладании более 10% долей участия в иностранных юридических лицах, об учреждении за рубежом организаций, не имеющих признаков юрлица, а также предоставить перечень контролируемых ими иностранных компаний. Соответственно, уведомлять придется также об изменении размеров долей участия лица в иностранных организациях. И вот на этот случай было прописано правило, по которому подавать уведомление необходимо только при изменении доли участия налогоплательщика более чем на одну сотую долю процента. Тем самым при незначительной корректировке размера принадлежащей лицу доли подавать уведомление не потребуется.

Расширение полномочий налоговых органов

Государство последовательно расширяет сферу контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов, особенно со стороны фактических бенефициаров предприятий. Именно в таком контексте следует рассматривать дополнение ст. 86 НК РФ пунктом 2.1. Теперь банки обязаны по требованию налоговых органов предоставлять следующие документы и сведения:

  • копии паспортов лиц, которые имеют право на снятие денежных средств со счетов;
  • копии доверенностей на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах;
  • документы, относящиеся к открытию, ведению и закрытию счетов (в этот блок документов входят, например, заявление и договор на открытие счета, переданные клиентом при открытии счета документы и т.д.);
  • карточки с образцами подписей и оттисками печатей;
  • любая информация, которой обладает банк, о выгодоприобретателях, бенефициарах организаций и их представителях.

Кроме того, уточнен перечень лиц, у которых налоговые органы вправе истребовать информацию и документы во время проведения налоговых проверок. Теперь такие требования могут адресовать текущим и бывшим реестродержателям акций проверяемого налогоплательщика.

Налогообложение внешнеторговой деятельности

В налоговом законодательстве уделено повышенное внимание сделкам, заключенным взаимозависимыми лицами, т.е. связанными друг с другом субъектами, которые в силу характера своей связи могут действовать согласованно для извлечения необоснованной налоговой выгоды. В отношении таких сделок применяются методы налогового контроля, перечисленные в НК РФ.

При этом крупнейшие налогоплательщики могли заключить с уполномоченным органом государственной власти соглашение о порядке ценообразования, в котором определялись механизмы установления цен и применения методов ценообразования в конкретных сделках. Ранее, даже если стороной внешнеторговых сделок, в отношении которых заключено указанное соглашение, были иностранные субъекты, применялись методы налогового контроля, указанные в НК РФ. Теперь же допускается использование аналогов таких методов, предусмотренных иностранным законодательством, но при условии сопоставимости полученных налоговых результатов.

Более того, теперь налогоплательщики обязаны хранить всю бухгалтерскую и иную документацию по указанным выше сделкам на протяжении 10 лет.

В отношении соглашений о ценообразовании законодатель уточнил порядок предоставления дополнительных документов уполномоченному органу власти, обязанности иностранного контрагента российского налогоплательщика в связи с заключением соглашения, процедуру рассмотрения заявления налогоплательщика о заключении соглашения с приложенными к нему документами, а также был дополнен перечень оснований для отказа в заключении соглашения и т.д.

Регулирование контролируемых сделок

В новом законе уточнены критерии отнесения сделок в области внешней торговли к числу контролируемых, т.е. подлежащих особому налоговому контролю в связи с тем, что их сторонами являются взаимозависимые лица.

Также закон предусмотрел учет полученных налогоплательщиком доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по заключенным с взаимозависимыми лицами сделкам, если такие сделки были осложнены наличием фигуры комиссионера или агента. Тем самым полученные от комиссионера (агента) денежные средства будут подлежать учету в качестве дохода налогоплательщика.

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 105.17 НК РФ налоговая проверка по факту выявления контролируемой сделки не проводится, если налогоплательщик в год совершения такой сделки обратился с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Также в законе определены особенности взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами при возникновении подобной ситуации.

Законодатель установил новые сроки исполнения требований налоговых органов о предоставлении документов при проведении проверок, связанных с заключенными между взаимозависимыми лицами сделками: вместо 5 дней документы могут быть представлены в течение 10 дней.

Обжалование решений налоговых органов

Расширен перечень оснований для оставления вышестоящим налоговым органом поступившей от налогоплательщика жалобы без рассмотрения:

  • спор между налогоплательщиком и налоговой инспекцией был разрешен в судебном порядке;
  • жалоба не была подписана;
  • до рассмотрения жалобы по существу заявитель умер или организация была ликвидирована.

Налогоплательщику теперь предоставлено право ходатайствовать о приостановлении рассмотрения его жалобы в вышестоящем налоговом органе на срок до 6 месяцев. Это допускается в случае необходимости предоставить дополнительные документы. Кроме того, налоговый орган, который рассматривает жалобу, может приостановить рассмотрение жалобы, если:

  • имеется действующее судебное разбирательство по аналогичному вопросу;
  • необходимо проведение взаимосогласительной процедуры;
  • невозможно рассмотрение жалобы по существу до разрешения другого дела в порядке конституционного, уголовного, административного или иного производства.

(Подробнее – в статье «Как предпринимателю обжаловать решение налогового органа?»)

Читайте также: