Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Поставщики целевого контента – под колпаком Роскомнадзора

С октября ведомство внимательно следит, как владельцы интернет-ресурсов используют рекомендательные технологии. Те, что собирают данные пользователей и выдают им подходящий контент, например рекламу. Если рекомендации в сети нарушают ваши права – жалуйтесь в Роскомнадзор

Поставщики целевого контента – под колпаком Роскомнадзора

Что такое рекомендательные технологии и как они нам угождают

Чем чаще мы взаимодействуем с сервисами, тем больше они узнают о наших вкусах и желаниях: размер одежды, любимый цвет, что кладем в продуктовую корзину и какие фильмы смотрим.

Представим, что вы уронили телефон. Напишите-ка в поисковике: «Где починить экран смартфона?» Если вы не используете блокировщик рекламы, то скоро на каждой странице будете видеть предложения о ремонте экрана или покупке нового телефона. Эта магия возможна благодаря рекомендательным алгоритмам, которые обрабатывают данные пользователей, а потом предлагают им подходящий контент. Их применяют для продвижения товаров и услуг.

С 1 октября 2023 г. в России у таких алгоритмов есть легальное название «рекомендательные технологии» – технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей интернета. Появилось оно после принятия Федерального закона от 31 июля 2023 г. № 408-ФЗ, который внес изменения в Закон об информации1.

Какие обязанности появились у владельцев ресурсов и как это защитит пользователей

Для владельцев сайтов и мобильных приложений ввели новые требования (ст. 10.2-2 Закона об информации). Основная цель изменений – сделать прозрачным процесс выдачи рекомендаций.

Раньше информацию о применении рекомендательных технологий прятали в глубинах пользовательских соглашений, которые мало кто дочитывает. Теперь владельцы ресурсов обязаны разместить правила использования технологий. Содержание правил определено в ч. 2 ст. 10.2-2 Закона об информации. В частности, они должны включать в себя описание процессов и методов сбора, систематизации, анализа предпочтений пользователей.

Владельцы обязаны следить, не нарушаются ли законы или права граждан и организаций после внедрения рекомендательных алгоритмов. Они же должны информировать пользователей об этих алгоритмах. Как указал Роскомнадзор, можно разместить на сайте сообщение: «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии»2.

Контролирует соблюдение новых требований Роскомнадзор. Если будет замечено противоправное применение технологий или поступит жалоба от пользователя, орган направит уведомление об устранении нарушений. Игнорирование уведомления приведет к блокировке ресурса (ч. 5–13 ст. 10.2-2 Закона об информации).

Почему законодатель взялся за регулирование рекомендательных технологий

Вы задумывались, для чего создаются персонализированные новостные ленты? Во-первых, так оптимизируют взаимодействие пользователя с ресурсом. Ведь он получает контент, который с большей вероятностью ему понравится. Во-вторых, у пользователя зарождают чувство вовлеченности. Он начинает много времени проводить на платформе и приносит больше прибыли ее владельцам.

В то же время пользователь оказывается в информационном вакууме из-за фокусировки внимания на схожем контенте. В главном радиочастотном центре при Роскомнадзоре считают, что подобное погружение людей в «эхокамеры» отрицательно влияет на их критическое мышление.

Как применение алгоритмов контролируют за рубежом

Рекомендательные технологии в России и за границей работают одинаково. Только зарубежные системы составили гораздо больше маркеров, чтобы выдавать рекламу, которая будет отвечать потребностям аудитории.

Последние три года иностранные государства активно занимаются регулированием рекомендательных алгоритмов. Например, в Законе о цифровых услугах Европейского союза (The Digital Services Act) предусмотрено, что пользователи могут изменить параметры рекомендательных сервисов. А владельцев ресурсов обязали останавливать распространение деструктивного контента с использованием алгоритмов. В Китае пошли еще дальше, установив обязанность владельцев рекомендательных систем передавать их на проверку регулятору.


1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2 Информация Роскомнадзора от 29 сентября 2023 г. «О применении рекомендательных технологий» (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74751.htm?ysclid=lne9y9zgh298585566).


Фото: фотобанк Freepik/@teravector

Читайте также: