Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

При покупке билетов на самолет задумайтесь о надежности авиакомпании

За последние десять лет в России обанкротилось более десятка перевозчиков. На что могут рассчитывать пассажиры в таких случаях и что надо учесть при покупке авиабилетов, чтобы избежать возможных проблем?

При покупке билетов на самолет задумайтесь о надежности авиакомпании

Кто следит за финансовым состоянием авиакомпаний?

Базовый контроль за деятельностью авиакомпаний в России осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Именно этот госорган допускает перевозчиков к полетам на основании сертификата эксплуатанта. Такой документ должен быть у каждой авиакомпании, зарегистрированной в России.

Одним из проявлений контрольно-надзорной функции Росавиации является ежегодное и поквартальное отслеживание финансово-экономических показателей авиаторов. Методические рекомендации для осуществления контроля были выработаны давно, но крах крупнейшего игрока авиарынка, компании «Трансаэро», показал неэффективность существовавших подходов. В связи с этим в мае 2018 г. Министерством транспорта РФ были утверждены новые рекомендации по оценке финансово-экономических показателей авиакомпаний1. При этом существенная часть документа посвящена компаниям, летающим за рубеж и располагающим значительным парком судов – не менее трех тысяч кресел.

Как пассажиру избежать проблем из-за банкротства авиакомпании?

Проблемы у перевозчиков чаще начинаются с большого количества задержек рейсов, однако часть полетов еще выполняется. Следующий этап – приостановление действия сертификата эксплуатанта или его аннулирование. В такой ситуации полеты осуществлять нельзя.

Обычно о проблемах перевозчиков становится известно из СМИ, а первоисточником новостей являются Росавиация или основные кредиторы авиакомпаний – аэропорты, топливные компании, лизингодатели, банки. Поэтому при возникновении массовых задержек рейсов необходимо ознакомиться с информацией на сайте Росавиации и в СМИ. Часто сведения о проблемах перевозчика просачиваются еще до приостановления действия сертификата эксплуатанта.

Если нужно улететь в определенные день и время, следует подумать о приобретении билетов у перевозчика, который не вызывает сомнений. Ведь в случае прекращения деятельности авиакомпании нет гарантии, что вылететь удастся вовремя. Возможно, пассажир улетит в установленное время на самолете другого перевозчика, но это может произойти и через несколько дней.

Стоит учитывать, что более надежными считаются регулярные, а не чартерные рейсы, поскольку время выполнения последних может быть изменено компанией в последний момент. Если речь идет о полете на отдых, а по нужному направлению осуществляет перевозки только компания с сомнительной репутацией, рекомендуется обратиться за приобретением билетов к туроператору. В случае банкротства авиакомпании претензии можно будет предъявить к нему. Но заплатить придется, помимо авиабилетов, еще и за проживание как минимум.

Что касается туроператоров, то их ответственность в обязательном порядке страхуется и на случай банкротства. Кроме того, о каждом из них можно найти отзывы путешественников. Важно отличать туроператоров от турагентов: последние являются лишь посредниками между туристами и операторами. Приобретение тура напрямую обычно дешевле и снимает дополнительные риски, например финансовые проблемы турагента. Проверить, является ли компания туроператором, можно на сайте Ростуризма.

Некоторые страховые компании сейчас предлагают приобрести полис на случай отмены рейса. Однако страховку нельзя назвать панацеей, поскольку правила страхования часто не предполагают выплату страхового возмещения в случае отмены рейса из-за приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта и банкротства перевозчика. Приобретая такой полис, следует очень внимательно прочитать пункты о том, что является страховым случаем, а что нет.

На что могут рассчитывать пассажиры при банкротстве перевозчика?

Деятельность любой авиакомпании в России возможна только при получении разрешения Росавиации и под ее контролем. То есть государство является гарантом того, что в небе будут работать только ответственные перевозчики.

За последнее десятилетие в России обанкротилось более десятка перевозчиков. Официальные данные на сайте Росавиации показывают, что многим пассажирам почивших авиакомпаний удалось улететь по своим билетам на самолетах других авиакомпаний. Наглядные примеры из прошлого: банкротство крупнейшей авиакомпании «Трансаэро»2 и более скромного перевозчика «ВИМ АВИА»3. В этих двух случаях тысячи пассажиров были перевезены авиакомпаниями «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь» (S7) и другими. Перелеты были субсидированы за счет бюджета. Порядок предоставления субсидий «авиакомпаниям-спасателям» был утвержден Правительством РФ еще в 2009 г.4

Если пассажир оказался за рубежом, путешествуя индивидуально, а не по турпутевке, следует обратиться за помощью к сотрудникам посольства/консульства России в этой стране. Телефоны дипломатических ведомств можно найти в Интернете.

Как вернуть деньги за билеты?

В случае отмены рейса и непредоставления возможности улететь другим рейсом рекомендуется обратиться в авиакомпанию с письменной претензией о возврате стоимости билета. Известны случаи, когда авиакомпании возвращали средства без суда уже после прекращения полетов. Так, например, лоукостер «Авианова» добровольно рассчитался с тысячами пассажиров, а за неиспользованные билеты «Трансаэро» деньги длительное время возвращал уполномоченный на то «Аэрофлот».

Если же без суда деньги возвратить не получилось, то чаще пассажирам приходится становиться кредиторами в рамках дела о банкротстве авиакомпании. Потребитель вправе рассчитывать на включение в реестр требований кредиторов сумм, потраченных на неиспользованные билеты, а также убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ. Это могут быть суммы, потраченные на приобретение билетов другой авиакомпании взамен неиспользованных, плата за проживание в гостинице и иные расходы, связанные с отменой рейса. В суде эти расходы нужно будет подтвердить документами: чеками из гостиницы и об оплате питания, выписками по счету и т.д.

Однако важно понимать, что реальный возврат денег в такой ситуации вряд ли возможен. Требования пассажиров учитываются в третьей очереди кредиторов и не имеют приоритета, при этом долги перед юридическими лицами и акционерами из той же очереди могут исчисляться миллиардами рублей.

Как получить компенсацию человеку, столкнувшемуся с ситуацией овербукинга, когда пассажиров оказалось больше, чем мест на борту, читайте в публикации «Овербукинг: риск оказаться за бортом».


1 Распоряжение Минтранса России от 4 мая 2018 г. № МС-74-р «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки».

2 https://www.favt.ru/novosti-novosti/?id=1985

3 https://www.favt.ru/novosti-novosti/?id=3841

4 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1177 (ред. от 19 сентября 2017 г.).

Читайте также: