Приняты Единые правила в области защиты прав потребителей

Граждане России и Белоруссии получили равную правовую защиту

Приняты Единые правила в области защиты прав потребителей

6 декабря 2024 года был принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее – Единые правила).

Граждане России и Белоруссии как потребители получили равную защиту своих прав и возможность на одинаковых условиях обращаться в организации, уполномоченные органы и суды на территории обоих государств.

Что важно знать о Единых правилах

Учтите, что национальное законодательство в области защиты прав потребителей применяется, когда не противоречит Единым правилам

В России основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения между потребителями и продавцами, исполнителями, изготовителями, импортерами, владельцами агрегаторов, является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП).

Однако ЗоЗПП не применяется, если международным договором установлены иные правила о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 2 ЗоЗПП).

Таким образом, Единые правила имеют большую силу, чем ЗоЗПП. Положения ЗоЗПП работают в части, не противоречащей Единым правилам.

Ищите конкретику в Единых правилах

На мой взгляд, Единые правила хорошо детализированы и адаптированы к современным реалиям.

Например, ЗоЗПП гласит, что существенный недостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Эта формулировка ЗоЗПП довольно размытая, что не всегда на руку потребителю. Единые правила дают более конкретное определение.

Так, существенный недостаток продукции – это неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости продукции, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих предельные сроки, установленные Едиными правилами для безвозмездного устранения недостатков по требованию потребителя), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

Обратите внимание на новые для россиян положения

Статья 43 Единых правил. Если цифровой продукт предполагает периодическое списание абонентской платы, продавец (агрегатор) обязан не менее чем за 3 дня до очередного списания уведомить об этом потребителя. Уведомление должно содержать информацию о том, как отказаться от цифрового продукта и остановить списание абонентской платы.

ЗоЗПП таких требований не содержит.

Статья 26 Единых правил. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю должны вернуть уплаченную за товар денежную сумму в размере кредита, погашенного ко дню возврата товара. Также ему возмещается плата за предоставление кредита.

Предполагаю, что благодаря этому правилу будет меньше судебных споров о возмещении расходов, понесенных потребителями при покупке товаров в кредит.

Статья 21 Единых правил. Стороны вправе определить в соглашении срок устранения недостатков, который не может превышать 14 дней.

Согласно статье 20 ЗоЗПП такой срок не может превышать 45 дней.

Законодательные нововведения удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: