Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Путеводитель по обновленному порталу госуслуг

Адвокаты рассказали о новых сервисах портала, которые пригодятся, если надо защитить недвижимость от мошенников, получить выплаты от государства, обсудить с приставами списание долгов, отправить ребенка в первый класс, построить дом, продать автомобиль, встать на учет в налоговой инспекции или оформить полис ОМС

Путеводитель по обновленному порталу госуслуг

Используем полезные сервисы портала госуслуг

Светлана Немчинова, адвокат коллегии адвокатов Новосибирской области «Бойко и партнеры»:

В 2009 г. в России появился портал госуслуг, который дал возможность гражданам обращаться в госорганы, не выходя из дома. Каждый год функционал портала расширяется, но его разработчикам еще есть над чем работать. Некоторые сервисы до сих пор остаются лишь справочно-информационными. Да и не все услуги можно получить в электронном виде полностью. Например, когда заявление подается через портал, а передать документы нужно лично в госорган.

К тому же многие граждане все еще не пользуются госуслугами онлайн: у одних нет технической возможности, другие не верят порталу. И эти опасения понятны: портал не раз подвергался атакам хакеров, которые пытались взломать систему, чтобы завладеть персональными данными пользователей. Но хотя остается много нерешенных вопросов, госуслуги с каждым днем становятся качественнее и доступнее.

Вот небольшая подборка новых полезных сервисов на портале, которые помогают:

Начнем получать социальную поддержку онлайн

Екатерина Задорожняя, адвокат Воронежской областной коллегии адвокатов:

С 2024 г. все меры социальной поддержки гражданам будут предоставлять через портал госуслуг. Можно будет подать в электронном виде заявление на получение соцпомощи и документы, подтверждающие право на такую помощь. Не надо будет обращаться в разные ведомства – они обменяются данными и разберутся во всем без участия гражданина (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 551-ФЗ).

Однако нужно быть готовым к тому, что при получении социальной защиты через портал госуслуг могут возникнуть проблемы.

  • Первая проблема. Многие не могут обратиться за онлайн-услугами, и приходится жить по старинке – «ногами по инстанциям или через Почту России». Основных причин несколько: у кого-то нет компьютера и смартфона или доступа в Интернет; кто-то не хочет пользовать техникой – ему проще дойти до МФЦ. Люди пенсионного возраста часто не могут запомнить логин и пароль для входа на портал, записывают на листочках, потом их теряют, а восстанавливать данные не хотят.
  • Вторая проблема. Для получения соцпомощи через портал будет нужна электронная подпись, но не все знают, что это такое и как ее получить.
  • Третья проблема. Иногда через портал передается неактуальная информация. Например, в моем личном кабинете отразился большой долг за детский сад, когда ребенок уже начал ходить в школу. Оказалось, что сведения о выставленных мне счетах и об оплате поступили в систему с задержкой.
  • Четвертая проблема. Обращаясь за пособиями на детей, я столкнулась с временным ограничением на предоставление повторных заявлений. Их не получалось подать, пока на портале не было подвешено решение об отказе в назначении пособий.
  • Пятая проблема. Из-за большой нагрузки на портал не всегда удается получить услуги онлайн.

Сложности у граждан возникают, но в то же время польза портала огромная. С его помощью можно вступить в наследство, получить загранпаспорт и заменить водительское удостоверение, узнать о штрафах и решить с приставами вопросы взыскания долгов. Можно без хлопот оформить прописку для ребенка, подать заявление на развод и заказать документы в загсе – читайте об этом в материале «3 удобства для пользователей портала госуслуг».

Поэтому если вы пока не пользуетесь порталом, имейте в виду: зарегистрироваться на нем или восстановить доступ помогут в МФЦ. Там же можно бесплатно выйти в Интернет, чтобы воспользоваться возможностями портала. Забытый пароль восстанавливается и через мобильное приложение. А найти нужную информацию или услугу на портале поможет робот Макс, который встречает пользователей на главной странице.

Защищаем недвижимость от мошенников

Борис Юрченко, адвокат «Адвокатской консультации № 63» МРКА:

Через портал госуслуг можно запретить все регистрационные действия с квартирой или домом, если владелец не присутствует на сделке. После этого у мошенников не получится провести сделку с недвижимостью, например по поддельной доверенности.

Раньше так тоже можно было сделать, но приходилось писать заявление в МФЦ или заполнять специальную форму в Росреестре. Теперь достаточно подать заявление с помощью портала госуслуг. Для этого понадобятся подтвержденная учетная запись на портале и приложение «Госключ» с усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления в Едином государственном реестре недвижимости появится отметка о запрете сделок с имуществом без личного присутствия собственника. В личный кабинет на портал придет уведомление о внесении записи в реестр.

Так же можно снять запрет, если он был установлен ранее.

Исправляем ошибки в реестре недвижимости без трат и хождений по органам

Борис Юрченко, адвокат «Адвокатской консультации № 63» МРКА:

Сейчас на портале госуслуг можно подать заявление, чтобы исправить любую техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). А раньше нужно было идти в МФЦ или подавать заявление через сайт Росреестра, для чего требовалась платная усиленная квалифицированная электронная подпись.

Как понять, есть ли техническая ошибка в ЕГРН? Необходимо сравнить документы на недвижимость и выписку из реестра. Допустим, сведения в них различаются. В техническом плане здания указана одна площадь, a в реестре – другая. Значит, вы нашли техническую ошибку, и ее нужно исправлять.

Когда неверные данные в ЕГРН и документах на недвижимость совпадают, т.е. воспроизводятся там и там, это реестровая ошибка. Например, неправильные данные закрались в межевой план, технический план, карту-план территории или акт обследования. Они могут появиться из-за недосмотра инженера, выполнившего кадастровые работы.

До устранения реестровой ошибки вам придется исправить ошибку в ваших документах. Для этого нужно обратиться туда, где ошибку допустили, например к кадастровому инженеру. Пока что избавиться от реестровой ошибки через портал госуслуг нельзя.

Подумаем о заключении электронного договора купли-продажи автомобиля

Ярослав Бочаров, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, коллегии адвокатов «Династия»:

Летом 2022 г. на портале госуслуг появилась новая возможность – продажа транспортного средства путем оформления электронного договора. Что это дает? Продавцам и покупателям не придется тратиться на подготовку документа и опасаться мошенников.

Для заключения договора купли-продажи в электронной форме сторонам сделки необходимо иметь подтвержденные учетные записи на портале госуслуг и установить приложение «Госключ», которое используется для подписания электронных документов.

Автомобиль должен быть поставлен на регистрационный учет в ГИБДД и иметь действующий государственный регистрационный знак. Продажа транспортных средств, не зарегистрированных в ГИБДД или снятых с учета, невозможна.

Также не получится заключить договор в электронной форме:

  • по доверенности, т.е. договор не может подписать представитель продавца или покупателя;
  • при наличии обременений на автомобиле (арест, розыск и т.д.);
  • при отсутствии доступа в Интернет или к электронной почте, которая привязана к учетной записи на портале госуслуг, – сторонам сделки направляются электронные письма с информацией о заключении договора.

Нововведение избавит от такой проблемы, как продажа автомобиля несобственником. Давайте вообразим, что собственник предоставил другому человеку доступ к своей учетной записи на портале и приложению «Госключ», и тот оформил продажу авто. Тогда собственник уже не сможет отказаться от договора купли-продажи и заявить в суде, что машину он не продавал (об этой схеме обмана я рассказал в материале «Продавца-обманщика заставили вернуть деньги покупателю автомобиля»).

Однако портал госуслуг и договор в электронной форме не решают главный вопрос: в какой момент передавать деньги продавцу за автомобиль? Например, он заполнил договор, подписал его и отправил покупателю через портал. Покупатель получил договор, подписал его и передал продавцу деньги за авто. А потом выяснилось, что из-за технического сбоя договор не подписался, не загрузился или удалился с портала. Такое случается, хоть и очень редко. Иногда на портале пропадают поданные заявления и текст с заполненных полей.

Хорошо, если сбой случился сразу, и продавец согласился вернуть деньги или дооформить договор. А если сбой произойдет через час, день или неделю? Или если данные не поступят в ГИБДД? Знаю десятки случаев, когда ГИБДД не видела записи пользователей портала о выдаче водительских удостоверений или регистрационных действиях. Кто тогда будет «крайним» – Минцифры, администратор портала госуслуг, провайдер связи, ГИБДД? Непонятно. Поэтому пока нельзя говорить о 100-процентной безопасности нового формата купли-продажи транспортных средств.

Оформим электронный полис ОМС

Ирина Батурина, адвокат Адвокатской конторы № 10 Нижегородской областной коллегии адвокатов:

На портале госуслуг можно оформить полис ОМС себе и своим детям. Для этого нужно воспользоваться вкладкой «Управление полисом ОМС» в личном кабинете.

Электронный полис ОМС будет сформирован на портале в виде штрихового кода. Носить с собой бумажный полис или карточку не надо: электронный полис имеет такую же силу и не ограничивает пациента в получении медпомощи. При посещении медицинской организации достаточно предъявить паспорт. Ее работники обязаны самостоятельно проверить наличие полиса ОМС в регистре застрахованных лиц.

Если вы оформили электронный полис, но возникли проблемы с идентификацией, можно обратиться в территориальный фонд ОМС. Телефон для связи с фондом должен быть размещен на информационном стенде в каждой медицинской организации.

Также на портале госуслуг можно записаться на прием к врачу или вызвать его на дом, если в личном кабинете пользователя указан действующий полис ОМС. Если эти функции оказались недоступны из-за перебоев в работе портала, воспользуйтесь региональной системой (например, ЕМИАС в Москве) либо обратитесь в медицинскую организацию лично или по телефону.

Подаем документы в суд и задаем вопросы приставам без очереди

Алексей Силиванов, директор юридической компании «КОНУС»:

Те, кто бывал в судах, знают, какие там очереди в канцелярию для подачи документов. Еще и дорога туда-обратно может занять полдня. И вот тут помогают система ГАС «Правосудие» для судов общей юрисдикции и «Электронное правосудие» (картотека арбитражных дел) для арбитражных судов.  Воспользовавшись учетной записью в Единой системе идентификации и аутентификации, которая нужна и для использования портала госуслуг, можно подать в суд документы в электронном виде.

Портал госуслуг упрощает любую переписку с госорганами – обращение не потеряется и будет рассмотрено в срок (по крайней мере, это обещает портал). Например, знакомый отказался вернуть вам долг, хотя суд обязал его это сделать. Тогда вы обратились в службу судебных приставов, чтобы они помогли наконец получить деньги. Портал вам пригодится, если нужно узнать у приставов о ходе исполнительного производства, подать ходатайство или жалобу.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


Фото: фотобанк Freepik/@macrovector


Читайте также: