Разложим по полочкам Закон о развитии креативных индустрий

Эксперты рассказали о плюсах и минусах нового закона. И посоветовали, на что обратить внимание творческим предпринимателям

Разложим по полочкам Закон о развитии креативных индустрий

Принят Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (далее – Закон № 330-ФЗ). Он вступит в силу 5 февраля 2025 года.

Значимость нового закона

Юрист Роман Лукьянов:

Закон № 330-ФЗ направлен на развитие креативной экономики и создание условий для самореализации граждан на основе их творческого и интеллектуального потенциала (ч. 2 ст. 1 Закона № 330-ФЗ).

Он же должен способствовать достижению целевых показателей, заявленных в Концепции развития креативных индустрий (Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р). Так, к 2030 году доля таких индустрий должна вырасти с 2,21% до 6%, а занятость населения в творческих профессиях – с 4,67% до 15%.

Важные положения закона

Юристы Дженнет Демидова, Виктор Калужский, Юлия Коломыцева и Елизавета Мелитонян:

Единые правила для креативных индустрий

Закон № 330-ФЗ определяет базовые правила организации и развития креативных индустрий, условия их господдержки.

До его появления принимались законы, регулирующие определенные креативные индустрии (кинопроизводство, архитектуру, музейное дело, информационные технологии и проч.). Некоторые регионы утверждали свои программы развития творческих отраслей. Например, в столице действует Постановление Правительства Москвы от 20 декабря 2023 г. № 2650-ППП «О финансовой поддержке проектов в сфере культуры, искусства, кинематографии и креативных (творческих) индустрий в городе Москве».

Новый закон установил единые правила для всех креативных индустрий. При этом регулирование во многом отдано на откуп регионам. В частности, они будут отбирать приоритетные творческие направления, определять критерии отнесения бизнеса к субъектам креативных индустрий и вводить меры поддержки (ст. 5, 10 Закона № 330-ФЗ).

Также придется дождаться актов Правительства РФ и уполномоченного органа в сфере креативной экономики, которые конкретизируют новый закон (ст. 4 Закона № 330-ФЗ).

Виды креативных индустрий

Под креативной индустрией понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением или реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью (п. 1 ст. 3 Закона № 330-ФЗ).

Виды креативных индустрий в законе определены обширно в зависимости от деятельности, которая может быть основана на историко-культурном наследии, объектах интеллектуальной собственности, СМИ, рекламе, прикладном творчестве (ч. 1 ст. 6 Закона № 330-ФЗ).

Коды ОКВЭД предстоит утвердить уполномоченному органу (ч. 2 ст. 6 Закона № 330-ФЗ). Только после этого станет понятно, какая именно деятельность подпадает под действие Закона № 330-ФЗ.

Субъекты креативных индустрий

Предусмотрено создание общедоступного единого реестра субъектов креативных индустрий (ч. 3–5 ст. 7 Закона № 330-ФЗ).

Он будет формироваться на основе региональных реестров. Порядок его ведения, в том числе включаемые сведения, определит Правительство РФ.

Инфраструктура для поддержки

Планируется создание инфраструктуры поддержки креативных индустрий, в частности системы кластеров (ч. 1 ст. 8 Закона № 330-ФЗ).

Креативный кластер – это территория, на которой расположены объекты недвижимости и инфраструктура, используемые в деятельности субъектов креативных индустрий или при создании условий для такой деятельности (п. 4 ст. 3 Закона № 330-ФЗ). Кластеры будут способствовать производству креативных продуктов, их продвижению на внешнем и внутреннем рынках.

Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий должны размещаться на сайтах региональных властей и уполномоченного органа в сфере креативной экономики (ч. 2, 3 ст. 8 Закона № 330-ФЗ).

Меры господдержки

Субъектам креативных индустрий предоставляется господдержка. Она включает финансовую, имущественную, информационную, образовательную и иную помощь (ст. 9–14 Закона № 330-ФЗ).

Условия получения поддержки:

  • госрегистрация юрлица либо получение статуса индивидуального предпринимателя или самозанятого на территории РФ;
  • включение в единый реестр субъектов креативных индустрий;
  • отсутствие статуса иностранного агента;
  • осуществление деятельности на территории РФ;
  • отсутствие просроченной неурегулированной задолженности перед государством.

В первую очередь регионы должны поддерживать субъектов приоритетных креативных индустрий (ч. 3 ст. 10 Закона № 330-ФЗ).

Получив финансовую или имущественную поддержку, субъекты обязаны отчитаться о затратах на создание и продвижение креативных продуктов, а также о полученной от их реализации выручке (ч. 1 ст. 15 Закона № 330-ФЗ). Порядок установит Правительство РФ.

Плюсы и минусы закона

Адвокат Юлия Гуриева:

Новый закон – пряник для креативных индустрий. Их поддержка должна благоприятно отразиться на бизнесе и экономике страны. Но успех этой инициативы во многом будет зависеть от региональных властей.

Юрист Елизавета Мелитонян:

Закон предоставит гражданам больше возможностей для самореализации, даст стимул регионам поддерживать творческие инициативы и развивать креативные индустрии.

Однако есть у закона и недостатки:

  • не обозначены конкретные меры поддержки и источники финансирования;
  • не определено, как будут включать в реестр субъектов креативных индустрий предпринимателей и компании, которые осуществляют деятельность в нескольких регионах;
  • не указано, как будут относить к субъектам креативных индустрий тех, у кого несколько ОКВЭД, в том числе не связанных с творчеством.

Юрист Дженнет Демидова:

Сегодня десятки актов регулируют креативные индустрии. А новый закон объединил важные аспекты развития творческих отраслей.

Вместе с тем пока неизвестна процедура предоставления сведений субъектами, которые получат финансовую и имущественную поддержку. Например, это сведения о затратах на создание материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также о выручке от их реализации. Тут могут быть проблемы, поскольку не все понимают, как учитывать расходы для оценки объектов интеллектуальной собственности.

Дизайнер, доцент кафедры дизайна костюма и текстиля Ивановского государственного политехнического университета Максим Крылов:

Для меня как дизайнера новый закон – это признание и защита. Для государства же он не столько благотворительность, сколько инвестиция. Ведь креативный бизнес способен ускорить темп роста ВВП. При этом потенциал развития творческих индустрий огромный.

Рекомендации

Юрист Виктор Калужский:

Следите за актами, которые начнут принимать для исполнения нового закона. Именно там будут подробности.

И имейте в виду, что некоторые меры поддержки креативного бизнеса давно доступны в регионах. Например, в Санкт-Петербурге дизайнеры могут получить денежные сертификаты для производства изделий, а в Приморье предпринимателей консультируют по продвижению товаров и выходу на маркетплейсы1.

Юрист Юлия Коломыцева:

Обратите внимание, что в отдельных регионах действуют концепции развития творческих индустрий. Лидерами развития креативной экономики считаются Москва, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Калининградская, Новгородская и Тюменская области. 

Субъектам креативных индустрий предлагают финансовые меры поддержки, содействие в реализации и продвижении инвестиционных проектов, льготную аренду помещений и проч. О помощи от государства читайте в новости «Господдержка для технологических компаний и креативных предпринимателей».

Законодательные нововведения удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


1 Источники: «Сертификат на пошив» (https://fond-msp.ru/centers/cnhp/sertifikat-na-poshiv/), «В Приморье запустили меры поддержки для креативных индустрий» (https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/novosti/news/v-primore-zapustili-mery-podderzhki-dlya-kreativnykh-industriy/).


Фото: фотобанкFreepik

Читайте также: